Митрополит Даниил совершил литию на месте гибели последнего настоятеля Соловецкой обители
Волкозеро стало первой остановкой участников Крестного хода, посвященного памяти всех пострадавших и принявших мученическую кончину за веру в годы гонений на Русском Севере. В нем приняли участие наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), настоятель Сретенского храма в с.Заостровье иерей Петр Кузнецов, руководитель Архангельского епархиального центра по изучению памяти Новомучеников и исповедников Российских Николай Суханов, члены Архангельского православного братства.
В первый день участники экспедиции также посетили Лодьмозеро и Кельдозеро, где в первые годы Советской власти существовали тайные общины соловецких монахов, которые духовно окормлял архимандрит Вениамин.
Вторая половина крестного хода прошла под знаком Холмогор - Холмогорского концетрационного крестного лагеря. По словам инициатора экспедиции, историка-краеведа Николая Суханова, Холмогоры должны стоять в трагическом ряду: Соловки – Колыма – Хатынь – Бутово, поскольку предшествовали им.
Историк Сергей Мельгунов в своей книге «Красный террор» называет старинный город Холмогоры «усыпальницей» русской молодежи, а расстрелы — формой «сокрытой смертной казни». Автор пишет: «Кто туда попадает, оттуда не возвращается, ибо в огромном большинстве случаев, они бывают расстреляны». Расстрелы под Холмогорами он называет «самыми главными», то есть самыми массовыми в России. По словам авто¬ра, расстреливали партиями по 10-100 человек в десяти верстах от Холмогор, «лицу, специально ездившему для нелегального обследо¬вания положения заключенных на Севере, жители окружных деревень назвали жуткую цифру 8000 таким образом погибших». Всего в 20-е годы здесь были расстреляны десятки тысяч людей, в том числе многие священнослужители.
В заключительный день крестного хода, 13 марта, будут совершены молебны у поклонных крестов, установленных на месте массовых захоронений жертв репрессий на острове Ельник и Красный. Отметим, что участники православной экспедиции значительную часть пути будут передвигаться на снегоходах в глухой непроходимой тайге.
Преподобномученики Вениамин и Никифор
Преподобномученик Вениамин был последним настоятелем Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря до его закрытия советской властью в 1920 году. Он родился в 1869 году в Шенкурском уезде в семье крестьянина. В 1893 году Василий Васильевич Кононов (так звали преподобномученика в миру), покинув родительский дом, отправился в Соловецкий монастырь, где три года был трудником. В 1897 году он стал послушником этого монастыря. «В течение шести лет он проходил череду послушаний – старостой в хлебопекарне, заведующим расходческой лавкой» (101, 53). Об его духовном возрастании в этот период могут свидетельствовать строки из послужного списка. Вот какая характеристика давалась в нем послушнику Николаю: «Очень благонравен, послушен и верен, с большими задатками к внутреннему самоуглублению и духовной деятельности» (101 ,53).
В 1903 году послушник Николай был пострижен в монахи с именем Вениамин, в 1905 году рукоположен в сан иеродиакона, в 1908 году – в сан иеромонаха. Одновременно со служением в храме он проходил и другие послушания: «состоял законоучителем братского училища, приставником при святых мощах преподобных Зосимы и Савватия» (101, 53). В 1909 году, после кончины монастырского духовника иеромонаха Дамаскина, духовником Соловецкой обители был избран иеромонах Вениамин.
«В 1912 г., после девятнадцатилетнего пребывания в Соловецком монастыре, отец Вениамин назначается на должность настоятеля Антониево-Сийского монастыря, с возведением в сан архимандрита» (77, 54), а в августе 1918 года становится настоятелем воспитавшей его Соловецкой обители.
Спустя месяц после взятия Архангельска частями Красной армии «на Соловки прибыла Особая комиссия Губревкома, начались обыски и ограбление монастыря, вывоз ценностей, которые удалось обнаружить, запасов продовольствия» (101, 54). В том же году архимандрит Вениамин и его ближайший помощник иеромонах Никифор (Кучин) были арестованы и отправлены на принудительные работы в село Холмогоры, в только что организованный там концентрационный лагерь. Они пробыли там два года, пребывая, по выражению одного из страстотерпцев того времени, «во узах и горьких работах».
Холмогорский концлагерь был, пожалуй, страшнее печально знаменитого СЛОНа. Там производились массовые расстрелы. Так, на острове Ельничном за два дня были казнены около семисот человек. В основном это были священнослужители. Среди них мог оказаться и архимандрит Вениамин, однако Господь по неисповедимым судьбам Своим не благоволил ему принять мученический венец в Холмогорском лагере.
Спустя два года лагерных мытарств архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор были освобождены. К этому времени Соловецкий монастырь был упразднен, а через год, в 1923 году, превращен в концлагерь. Бывшие насельники разоренной обители приехали в Архангельск. Одно время они жили на Соловецком подворье, а затем, до 17 июня 1926 года, им давал приют архангельский фармацевт Александр Алексеевич Левичев. «Православный хозяин денег с монахов не брал, жили они на пожертвования, присылаемые духовными детьми архимандрита» (101, 54).
Жизнь архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора проходила, подобно жизни пустынников прошлого, «в молитвах и постоянных трудах». Они ловили рыбу, выращивали овощи, которыми и питались. Обстановка их лесной кельи была бедной и убогой. Единственными «ценностями» были самовар, кофейник и настольные часы. В лесной глуши, вдали от людей, монахи-изгнанники прожили три года. 16 апреля 1928 года, накануне праздника Пасхи, два пришлых крестьянина Степан Ярыгин и Владимир Иванов решили ограбить монахов. Вооружившись винтовкой и ножом-штыком, они направились в лес.
В это время архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор совершали праздничное вечернее богослужение. Шел вторник Светлой седмицы. Возможно, до ждавших наступления ночи убийц доносились звуки пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав...»
«Когда совсем стемнело и в доме погас свет, Иванов и его сообщник подошли к избушке и начали через окна стрелять в монахов. Стрелял Иванов. Однако ограбить избушку они не смогли: обуял необъятный ужас. Они так и не посмели войти в келлию». Тогда они забрались на чердак, где прихватили кое-какие вещи, а также керосин. Керосином они облили избушку снаружи, а затем подожгли. В это время «мученики-иноки были еще живы – на следствии Иванов говорил, что слышал их крики» (101, 55).
Так мученическим венцом завершилась земная жизнь последнего архимандрита Соловецкого монастыря преподобномученика Вениамина и его сподвижника преподобномученика Никифора, которые удостоились «ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29). На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви от 13 – 16 августа 2000 года они были причислены к сонму новомучеников и исповедников Российских. Память их совершается в день их мученической кончины.