Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Роль священника Попова Н.И. в восстановлении деревянного храма Николая Чудотворца в деревне Зачачье

12.10.2015

К. Тарасова

Роль священника Попова Н.И. в восстановлении деревянного храма Николая Чудотворца в деревне Зачачье[1]

Храмовый ансамбль в Зачачье - бесценное культурно-историческое духовное наследие и достояние северян. И наш долг - сохранить его для себя и для будущих поколений. Необычная судьба Зачачьевской деревянной Никольской церкви. За свою многовековую историю храм, освящённый во имя Святителя Николая Чудотворца, несколько раз возводился заново и возрождался, словно птица Феникс из пепла.

Первоначально деревянный православный Никольский храм был построен в конце 16 века в Емецке. При нашествии литовцев и поляков он был ограблен. В 1686 году по просьбе прихожан Никольского прихода храм был перевезён из Емецка в Зачачье, и в 1687 году деревянная холодная церковь была освящена во имя Святителя Николая Чудотворца.18 июня 1747 года Никольская церковь загорелась от молнии, но пожар удалось потушить. Просуществовала она двести с лишним лет и к началу ХХ века пришла в ветхость, верхняя часть её дала значительный уклон к северу. Прихожане, попечители храма и вновь назначенный настоятель Николай Иванович Попов были очень обеспокоены состоянием и дальнейшей судьбой церкви. И в те времена всё упиралось в отсутствие денег. То, как были найдены деньги для реставрации храма, и как она осуществлялась, описал в 1915 году в брошюре «Освящение Преосвященным Нифанилом воссозданного древнего храма во имя Святого и Чудотворца Николая в Зачачьевском приходе» священник Владимир Иванович Попов. Прихожане решили восстановить древний храм своими силами. Благодаря энергии, энтузиазму, находчивости священника стали поступать средства на восстановление от сбора пожертвований, от продажи собранного хлеба, от сбора средств земляками, живущими в Петербурге, довольно крупные суммы поступали от состоятельных благотворителей. В 1909 году была собрана необходимая сумма, и началось ходатайство перед епархиальным начальством о полном воссоздании храма, начиная с фундамента.

Храм заложили 27 июня 1910 года. Наблюдение за постройкой вёл «знаток храмов Архангельской епархии» архитектор А.А.Каретников. Но главным мастером на восстановлении храма был местный житель, крестьянин, известный во всей округе плотник Пётр Николаевич Космынин. Благодаря его удивительному искусству, осторожности и вниманию к техническим особенностям постройки, трудолюбию местных жителей возведение церкви удалось закончить всего за 4 года .

Каждый воздал честь и хвалу таланту строителя – самоучки П.Н. Космынина. Этого талантливого зодчего до сих пор вспоминают добрыми словами старожилы деревни, да и все прихожане. В восстановлении храма принимали участие все сельчане: одни красили, другие заготавливали лес и подвозили брёвна к церкви, третьи их укладывали. Работы хватало всем, и все беспрекословно выполняли указания мастера.

Храм возводился без единого гвоздя, с помощью одного лишь топора. Всё тщательно измерялось, пригонялось, укреплялось. Постройка получилась идеальной. Очевидец освящения воссозданного храма писал: «Чтобы судить об этом замечательном строительном таланте, для этого надо видеть собственными глазами, как вне, так и изнутри Зачачьевский Никольский храм. Всё принято во внимании и сделано, пригнано так искусно, с такой тщательностью, что постройку можно, не обинуясь, признать образцовой, даже идеальной».

Существует легенда, что после возведения храма Пётр Николаевич внимательно осмотрел своё «детище», пошёл к реке и с высокого берега далеко забросил в Чачу своего топор и сказал: «Лучшего мне уже не построить!»
Воссозданный храм представляло собой тип постройки 17 века. Его основание имело форму восьмиконечной звезды – 20-метровый восьмерик. Высота всего храма без креста составляла 36 метров. Храм был поставлен на фундамент из белокаменных блоков. Нижняя часть храма идёт на половину прямо, затем выше, с зубцов, идёт другая, верхняя часть храма, сначала несколько расширялась в сторону, а потом, делая изгиб, и, постепенно сужаясь, оканчивается прямой шейкой, на которой утверждён очень большой купол. Примерно до одной трети высоты храма, с восточной и западной сторон, находятся два выступа: алтарный и трапезный, оканчивающиеся очень красивой бочкообразной крышей. Позади храма пристроены паперть и крыльцо, крытые досками в два слоя. Фронтон паперти и крыльцо зашиты досками «в косяк». Весь храм бревенчатый, сложен из прекрасного вершкового леса длиной до 6 метров и толщиной 30-35 см. Брёвна почти одинаковой толщины, они безукоризненно пригнаны друг к другу. Глава, куб и бочки обиты городчатым лемехом. Верхняя часть сплошь обшита изящной «чещуёй». Внутри храм довольно высок – высота купола составляет около 8 саженей – 17 метров. Дощатый потолок плоский, хотя прежде был слегка выгнут, напоминая свод неба.

Великолепное внутреннее убранство храма, в настоящее время полостью утраченное, поражало и восхищало всех, кто заходил в храм. Вся реставрация этого уникального сооружения обошлась в 14676 рублей 69 копеек. Сам Николай Попов внес 2202 рубля 59 копеек на строительство храма. Он имел медицинское образование и лечил местное населения, в течение нескольких лет все пожертвования населения за оказание медицинских услуг были переданы им на строительство.

30 июня 1914 года Никольская церковь была торжественно освящена со всеми соответствующими почестями и шествиями. На праздник собралось свыше трёх тысяч человек со всей округи. С приветственным словом ко всем прихожанам и гостям обратился бывший настоятель прихода протоиерей Н. И. Попов. В своей речи он выразил великую радость и благодарность прихожанам по поводу успешного окончания их богоугодных трудов. Он восхищался красотой и убранством воссозданного храма. После окончания богослужения около мостиков между Никольским и Дмитриевским церквями расставили длинные столы с угощением.

Попов Николай Иванович, родившийся в 1854 году в Архангельской губернии (области), предположительно в Онежском уезде. Он был сыном священника, у него было два брата - Михаил и Владимир. Николай Иванович окончил Архангельскую духовную семинарию, его братья получили высшее духовное образование, окончив Духовную академию в Петрограде. В 1879 году Николай Иванович Попов определен в Емецкий приход Холмогорского уезда Архангельской губернии, позднее в Лопшеньгский приход в должности учителя и законоучителя в местную церковноприходскую школу. А с 1893 года он служит священником в Зачачьевском приходе деревни Зачачье. Здесь же он исполняет должность законоучителя в Зачачьевском двухклассном министерском училище.Его, как настоятеля тревожило состояние деревянного храма Николая Чудотворца. Общими усилиями храм в Зачачье восстановили. Он получился очень красивым. В 1915 году состоялось его освящение. В село были приглашены епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил(Троицкий), также среди приглашенных были и Николай Иванович Попов, который за год до окончания строительства храма был назначен настоятелем шенкурского Благовещенского собора, были приглашены на освящение храма и братья Николая Ивановича, Михаил Иванович Попов – настоятель Воскресенского храма в г. Архангельск и Владимир Попов – преподаватель духовной семинарии в Архангельске, а также все в духовенств. Народу на освящение храма собралось более 100 человек, после. На память о данном событии была сделана общая фотография на фоне Никольского храма. Фотография хранится в архиве Емецкого краеведческого музея. Владимир Попов, брат Николая Ивановича, написал брошюру «Освящение Преосвященным Нафанаилом воссозданного храма во имя святого и чудотворного Николая в Зачачьевском приходе Холмогорского уезда». В брошюре были описаны все происходящие в этот день события.

В Зачачьевском приходе священник Попов Н.И. служил 11 лет. У него была большая семья: три сына и три дочери.

Священник Николай Иванович Попов трижды избирался депутатом на съезды духовенства Архангельской и Холмогорской епархии в 1908, 1911, 1913 годах. В 1908 году прошел знаковый съезд духовенства, на котором шла речь о создании Карельского православного братства и помощи православным приходам Карелии. За свои труды, во благо Православной церкви он имел церковные награды. 2 июля 1914 года он возводится в сан протоиерея. 27 сентября 1914 года его назначают заведующим и законоучителем Шенкурской городской церковноприходской школы.

О его дальнейшей судьбе можно узнать из дневника его сына Василия, опубликованном в журнале «Архангельская старина» №2 за 2010 г. Он пишет: «16 февраля 1919 г. получил письмо из Шенкурска, от брата Алексея. Наш милый, дорогой папа 5 февраля, здесь в Шенкурске в 8 часов вечера расстрелян. Где зарыто его тело, не знаем, да и хоронить не разрешают». Далее он описывает события, которые произошли 25 января 1919 года в Шенкурске из письма его брата Алексея, старшего сына Николая Ивановича Попова. «25 января Красная Армия заняла Шенкурск, белые покинули город еще ночью. В первом часу дня явился член Чрезвычайной комиссии с 2 солдатами для ареста папы. Папу увели на допрос, а потом отправили в тюрьму. Папе предъявлено обвинение в хранении оружия. Свидания не разрешают. 1 февраля его водили на допрос. 8 февраля в газете напечатано объявление «Священник женского монастыря Николай Попов, позволивший себе кафедру проповедника использовать для политической агитации, молитв в церкви за насильников англо-американцев и призыв к благословлению церкви иностранных захватчиков как предателей социалистического отечества и изменников Советской Родине - расстрелять». Брат Василия, Алексей написал ему в письме, что после того как в Шенкурске власть перешла к белым в доме священника Попова Н.И. поселились 33 белых разведчика, в доме действительно поэтому было оружие. А когда белые внезапно ночью покинули Шенкурск, все оружие осталось в доме. Приговор о расстреле священника был вынесен районным военным судом Вельско - Шенкурского направления Беломорского фронта от 10 февраля 1919 года. Таким образом, расстрелян он был еще 5 февраля, а приговор вынесен только 10 февраля.

В биографическом справочнике С.В. Суворовой «За Веру Христову» указано, что убит Николай Иванович Попов в 1918 году, но по дневниковым записям его сына Василия Попова получается, что известна точная дата смерти – 5 февраля 1919 года.



[1] Работа К. Тарасовой, ученицы МБОУ «Зачачьевская основная общеобразовательная школа», выполнена в рамках «Детских Ломоносовских чтений». Руководитель - Панина Н. Б