Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Церковь в с. Павловском

Скачать

12.02.2015

Спасо-Преображенская церковь в селе Павловском Вилегодского района.

1829 - 1855гг.

Историческая справка.

Составила искусствовед Е.Б.Заручевская

Архангельск, 1998 г.

Из истории строительства

церкви в селе Павловском Вилегодского района.

Село Павловское находится на реке Виледи. С конца ХУПвека сохранились известия о располагавшемся здесь Спасском погосте Сольвычегодского уезда Устюжской епархии. В середине ХУШвека погост был приписан к Вологодской епархии и стал называться Спасо- Преображенским Вилегодским приходом. Своё наименование он получил от главного приходского храма во имя Спаса-Преображения. Первоначально храм был деревянным двухпрестольным, но сгорел в 1728г. Вместо него, в 1729 году, был построен новый зимний однопрестольный храм Преображения Господня. Рядом с ним в 1765 году возвели летнюю церковь, освященную в 1765 году по благословлению Великоустюжского епископа Иоанна во имя Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев.

К середине ХIХ века деревянные церкви обветшали. Из соображений долговечности и пожарной безопасности прихожане решили строить каменную двухэтажную церковь в двух верстах от ветхих деревянных церквей в деревне Павловской. Благословление было получено в феврале 1829 года. Епископ Вологодский Моисей утвердил план и фасад будущего каменного храма. Строительство затянулось на долгие годы. В то время приход составляли 161 двор в 20 деревнях с числом прихожан 1231 человек казенных крестьян. Строительство большого храма потребовало от крестьян огромных сил и средств. Вот некоторые этапы этого строительства.

-3 ноября 1836 года церковь была обложена при погосте, в деревне Павловской. Для возведения её заготовили 250 тысяч штук кирпича.

-в 1837 году вчерне построена нижняя зимняя церковь. Для верхней летней кирпич заготавливался.

-в 1841 году начато строительство верхней церкви, заготовлено кирпича 150 тысяч штук. Тогда же освятили нижнюю церковь во имя Преображения Господня и в ней началась служба.

- в 1842 году верхняя церковь выложена по окна, а колокольня над папертью закончена полностью. Для завершения строительства приготовлено 60 тысяч штук кирпича.

-в 1847 году кладка церкви завершена. Верхняя церковь освящена в 1855 году во имя Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. Начаты внутренние работы.

Новопостроенная церковь, увенчанная пятиглавием, равнялась 15 саженям в длину и 7 в ширину. Высота церкви от подножия до крестов достигала 16 саженей (около 32 м), а колокольня со шпилем - 18 саженей. Церковь и колокольню освещали 40 больших окон разной конфигурации. Стены храма были выбелены, а деревянные кровли окрашены зеленой краской, как и главы, покрытые железом. Кресты на церкви и колокольне поставили железные и окрасили жёлтой краской. Полы в церкви настлали деревянные, а в трапезной и паперти- кирпичные.

Древние иконы из старых деревянных церквей перенесли в нижнюю церковь и алтарь. Иконы для новых иконостасов написали устюжский иконописец Иван Волков в 1840-1841 годах и отставной унтер-офицер Иван Иванович Петров в начале 1850-х годов. Сам же иконостас Спасский священник описал следующим образом. «Иконостас столярной работы с колоннами и карнизами с приличною по местам золоченою резьбою, покрыт приличными красками. В нем Царские врата резные решетчатые золоченые, в коих пять клейм, обнесенных золоченою резьбою с изображением в середине Благовещения Богоматери, а по углам четырех Евангелистов. Над оными Царскими вратами в золоченом резном сиянии изображение Духа Святого и в двух клеймах, обнесенных золоченой резьбой - образ Тайной Вечери и Господа Саваофа. Над местными же иконами находится еще шесть клейм в золоченой резьбе с изображением: а)над Преображением Господним- Нерукотворенного Образа, б) над Иоанном Предтечей - Распятия Христа Спасителя, в) над Вознесением Христовым с двунадесятыми в окружности праздниками - Положение во Гроб Иисуса Христа, г) над Богородицей Одигитрией - Коронование Богоматери, д) над Благовещением Богоматери -Несение Креста Христом Спасителем, е) над Тремя Святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом - Предание Иисуса Христа».

В 1867 году верхний холодный храм сильно пострадал от пожара. В связи с этим, в 1874-1877 годах, здание капитально отремонтировали, все кровли покрыли железом и вновь освятили: нижний храм - 28 ноября 1877года, а верхний- 30 июля 1874 года. Тогда же вокруг церкви устроили кирпичную ограду. Иконостас верхней церкви был заново сделан резчиками устюжанами Андреем Сергеевичем Архиповым, Яковом Дмитриевичем Костровым и иконописцем Василием Семеновичем Калиновским.

К началу XX века приход состоял из 26 селений: деревень Поздяевской Ристухинской, Феофиловской, Галкинской, Аксеновской, Нетесовской, Токмаково, Семитягловской, Ярчевской, Петрушинской, Кошкин остров, Заозерской, Павловской, Ивлевской, Ивлевской Выставки, Быковской, Керколодяевской, Крычевой Горы, Некорниловской, Некорниловской Выставки, Сконьковой Горы, Кашина Наволока, Пузыревской, Скоблёвской, Лихохвостовской Горки и Климентьевской. Кроме главной приходской церкви в деревне Павловской, в отдаленных селениях прихода имелась часовня и церковь. Часовня была построена по благословлению Епископа Устюжского и Тотемского Сергия в деревне Семитягловской. Молебны здесь совершались два раза в год преображенским священником: 9 мая- Николаю Чудотворцу и 29 августа- Иоанну Предтече. В 1882 году вместо этой обветшавшей часовни была построена новая с колокольней при деревне Алексеевской. Молебствия здесь также совершались дважды в год- 9мая и 29 августа. В 1888 году в местечке Слобода, в память о чудесном избавлении от опасности Государя императора 17 октября, была возведена Предтеченская церковь, перестроенная из часовни. Деревянный двухпрестольный храм стоял на каменном фундаменте. Освятили её 9 февраля 1897 года во имя Николая Чудотворца и Крестителя Иоанна.

В том же 1888 году при Спасо-Преображенской церкви открыли церковно-приходскую школу, которая содержалась на средства попечительского совета. При церкви имелась библиотека, которую посещали 22 читателя.

К сожалению, строительные и ремонтные документы с чертежами Преображенского прихода в настоящее время находятся в Вологодс­ком областном архиве и требуют дополнительного изучения. Поэтому судить о первоначальном облике церкви в селе Павловском можно только по скупым словесным описаниям в приходских документах.

Спасо-Преображенская церковь представляла собой высокий двухэтажный четверик, к которому с востока примыкали верхний и нижний алтари, увенчанные главами. Сама церковь завершалась пятиглавием. С запада к нижнему этажу церкви примыкала теплая трапезная, крытая на два ската, и притвор с возвышающейся над ним колокольней. Колокольню перекрывал купол, увенчанный шпилем. Такие храмы были характерны для Сольвычегодской земли в конце XVIII-первой половине Х1Хвеков.

Церковнослужители

Спасо-Преображенского Вилегодского прихода.

1.Иоанн Андреевич Лебедев- священник. Род. 1808г. Умер 1883 году. Сын местного священника. Закончил Вологодскую семинарию. К Преображенской церкви направлен в 1832 году. При нем строилась церковь. В 1865 году награжден скуфьёю. Уволен за штат в 1868г.

Жена - Аполлинария Федоровна.

2.Николай Автономович Либровский- священник.Род. в 1855году в Кадниковском уезде. Сын пономаря. Закончил Вологодскую духовную семинарию. К местной церкви рукоположен в 1880году. Жена Ольга Ивановна Федоровская.

3.Николай Александрович Манаков-псаломщик.Род. 18 октября 1875года при местной церкви. Учился в Устюжском духовном училище. В 1892году вступил в число послушников Устюжского Знамено-Филипповского монастыря. В 1896'году переведен в послушники Михаило-Архангельского Устюжского монастыря. Служил псаломщиком в селе Ертоме Яренского уезда. К местной церкви переведен в 1899году. Жена Мария Николаевна.

4.Александр Прокофьевич Манатов- псаломщик. Род.в 1839 году в Чакульской волости. Сын дьякона. Закончил Вологодскую семинарию. Служил пономарем Урдомской церкви. К местной церкви перемещен в 1887 году. Жена Надежда Павловна.

5.Алексей Александрович Неволин-псаломщик. Род.31 октября 1873года. Сын псаломщика. Закончил Усть-Сысольское духовное училище. К местной церкви переведен в 1909г.

6.Константин Николаевич Нифонтов -священник. Род. 18 сентя­бря 1869 года. Сын дьякона Вилегодской Богоявленской церкви. Закончил Вологодскую духовную семинарию. К местной церкви назначен в 1911году. Жена Александра Алексеевна.

7.Иосиф Иванович Островский- пономарь. Род. 1793г. Сын дьячка Вилегодской Богоявленской церкви. Учился в Устюжском духовном училище. Служил в Пермогорской Воскресенской церкви. В 1816 году переведен к местной церкви. Жена -Ирина Андреевна.

8.Павел Иосифович Островский- пономарь. Род. 1835г.Ум.22 февраля 1887года. Сын местного пономаря. Закончил Устюжское духовное училище. При местной церкви с 1857 года.

9.Максим Трофимович Островский- дьякон. Местного пономаря сын.Закончил Яренское духовное училище. К местной церкви переведен в 1872 году. Жена Павла Ивановна Поршакова.

10.Иван Петрович Паршаков- дьячёк. Род. 1805г. Умер 26 июня 1866года. Сын местного дьяка.Учился в Сольвычегодском духовном училище. Служил в Спасской церкви Сольвычегодска. В 1824 г. переведен в Преображенский приход. Жена Анна Андреевна.

11.Николай Иванович Поршаков- пономарь.Род.в 1849г.Сын местного дьякона. Начал служить в местной церкви в 1866году. Умер в 1884 году. Жена Павла Венедиктовна.

12.Василий Иванович Пулькин- дьякон. Род. 1794г. Умер в 1852 году. Сын дьякона Вилегодекой Ильинской церкви. Служил пономарем в Сольвычегодской Крестовоздвиженской церкви. В 1843 году перемещен к местной церкви.

13.Гамалиил Иванович Попов-священник. Род. в 1847 году. Сын дьякона Устюжского уезда. Закончил Вологодскую семинарию. Служил диаконом Дымковской Устюжской церкви. В местный приход перемещен в 1868 году. Жена Павла Ивановна.

14.Николай Иванович Попов- викарный дьякон на штате дьячка. Род. в 1839 году.Сын дьякона Усть-сысольского уезда. Закончил Яренское духовное училище. С 1868 года дьякон местной церкви. Жена Ольга Михайловна, дочь горнозаводского служителя.

15.Семен Петрович Попов- дьякон. Родился в Устюжском уезде. Служил при местной церкви в конце 1890-х годов.

16.Александр Васильевич Усов-дьякон. Род.в 1839 году. Сын устюжского пономаря. Закончил Вологодскую семинарию. В местном приходе с 1870 года. Жена Александра Львовна.

17.Александр Павлович Фадеев- священник. Род. 27 июля 1859 года в Тотемском уезде при Печенгской Воскресенской церкви. Обучался в Вологодской духовной семинарии. После посвящения в священники в 1873г. направлен в Камчатскую епархию. В 1881году назначен заведующим Поярковской Богородицкой церкви на реке Амуре. В 1883-1893 годах работал в Усть-Уссурийске. Был настоятелем Никольского Приморского собора. В 1894 году вернулся в Вологду, где был назначен к местному приходу. Заведовал церковно-приходской школой. Жена - Анастасия Михайловна.

18. Иоанн Иосифович Федоровский- священник. Род. в 1821 году. Сын дьячка из Вельского уезда. Обучался в Вологодской духовной семинарии. К местной церкви переведен в 1870году. Жена Александра Ивановна Царевская- дочь священника.

19. Александр Афонасьевич Харьюзов - дьякон. Род. 17 января 1882 года при Верховажской Михаило-Архангельской церкви. Сын дьякона. Обучался в Вологодской духовной семинарии. Служил псаломщиком в Преображенской церкви Великого Устюга. В 1903году, будучи в сане диакона, назначен библиотекарем Устюжской благочинической библиотеки. Был инспектором народных училищ в Вологодской губернии, учителем пения в женском начальном училище г. В.Устюга. С 1906 года регент устюжского архиерейского хора. В 1906 году определен к местной церкви. В местной приходской школе был законоучителем и учителем пения. В Ильинско- Подомском земском училище обучал детей пению.

20.Пантелеймон Иовлович Ядрихин - дьякон. Род.22 июня 1883года. Сын дьякона Спасской Ленской церкви. К местной церкви назначен в1910году. В 1931 году тройкой НКВД по ст.58/10 4.1 УК РСФСР приговорен к пяти годам тюрьмы. Вновь арестован и посажен 21 июня 1937 года на 10 лет. Реабилитирован в 1970г. Жена Таисия Аполлинарьевна.

Записка составлена ка основании библиографических и архивных изысканий в Государственном архиве Архангельской области (ГААО, ф 104, ф.29.), Архангельском областном краеведческом музее, документов архива областного Центра по охране памятников истории и культуры и по данным областной Прокуратуры.