Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Крестный путь пастыря

19.01.2015

                             Крестный путь пастыря

Священномученик Николай Родимов родился в Великий пост 9 марта 1856 года в день памяти 40 мучеников Севастийских в селе Биричевское Онежского уезда Архангельской губернии.

Его отец - Даниил Матфеевич, сын пономаря, служил в ту пору священником при Тихвинской церкви Бирического прихода, мать – Александра Ивановна занималась домашним хозяйством. Младенца Николая отец крестил на третий день, 11 марта с дьячком церкви Епифанием Поповым.

Николая рос слабым и болезненным мальчиком в окружении отеческой любви и заботы вместе с пятью братьями и четырьмя сестрами. Родители дали ему как и другим детям домашнее образование, которое было продолжено в Духовных учебных заведениях, где он учился за казенный счет..

Благочестивое воспитание в духе православных традиций и определили дальнейший жизненный путь сыновей о. Даниила. Николай, Иоанн и Аркадий стали священниками, Иаков – псаломщиком.

Портрет Николая Родимова.jpegПолучив начальное образование, Николай в 13 лет поступил учиться в Архангельское Духовное училище, минуя подготовительный класс. Это училище в том же году окончил старший брат Александр. По сравнению с братьями учился Николай успешнее других. Сохранилась пометка учителей в ведомости учеников 3 класса Духовного училища. Напротив фамилии ученика Николая Родимова указано "Весьма трудолюбив, внимателен и скромен". Его младший брат Василий учился в это время во втором классе, оценки у него были намного скромнее Николая. Следует заметить, что по слабости здоровья Николай часто пропускал занятия, но это не отражалось на его успеваемости. Все выпускные экзамены, а их было девять сдал на отлично. В 1873 году по окончании Духовного училища Николай поступил учиться в Архангельскую Духовную семинарию, в 4 классе которой учился брат Александр. Таким же прилежным учеником Николай был и в семинарии, которую окончил по 1 разряду 15 июня 1879 года.

В том же году Николай был определен надзирателем Архангельского Духовного училища. Вскоре женился на дочери майора пограничной службы Глафире Михайловне Энгельгауб.

В день памяти Иова Многострадального, 6 мая 1880 года преосвященнейшим епископом Архангельским и Холмогорским Нафанаилом (Соборовым) он был рукоположен во священника.

Начал свое пастырское служение о. Николай в Пуйском приходе Шенкурского уезда, который был известен тогда своим запустением, а его Георгиевская церковь скудностью убранства.

Слева направо - Аркадий, Николай, Иван Родимовы, (в центре) Глафира Михайловна, супруга протоиерея НиколаяПрибыв на приход, молодой священник организовал занятия для обучения крестьянских детей грамоте, начал преподавание Закона Божия, занялся благоустройством церковной территории, обновил убранство приходского храма. В пустовавшей некогда церковноприходской школе зазвенели детские голоса. Приход постепенно ожил.

Ревностные труды о. Николая были замечены и оценены церковью он был награжден набедренником. Утвержден членом благочиннического совета второго благочиния Шенкурского уезда. За усердное и деятельное участие, оказанное при постройке церковной ограды получил архипастырское благословение. За исправное ведение церковной отчетности, заботливость об украшении местной церкви - архипастырскую благодарность. За усердное исполнение законоучительской должности - награду денежную, 15 рублей. Здесь родились его дочери Нина и Мария.

После девятилетнего служения на приходе о. Николай был перемещен для дальнейшего прохождения службы в Шенкурский женский монастырь. Семейство Родимовых, ожидавшее пополнения, переехало в г. Шенкурск. Вскоре родился сын Алексей. Матушка Глафира Михайловна успешно управлялась с тремя детьми и домашним хозяйством. О. Николай всецело отдавал себя на служение Богу и людям. Кроме исполнения пастырских обязанностей в этом монастыре, он преподает Закон Божий в городской церковноприходской школе и уездном училище. Трудится в ревизионном комитете Духовного училища и в Благочинническом совете уездного училищного отделения.

Усердное исполнение им законоучительской должности в Шенкурской церковноприходской школе отмечены благодарностью Епархиального училищного совета. Его исключительное трудолюбие, скромность любовь и сострадание к ближнему снискали признательность и уважение уездного духовенства. В1893году отца Николая избирают делегатом съезда духовенства Шенкурского округа, а

годом позже назначают следователем и членом Благочиннического совета 1-го Шенкурского округа.

После шестилетнего служения в Шенкурской Свято-Троицкой обители священника Николая Родимова определяют к новому месту службы - духовником Архангельской Духовной семинарии. С 1896 года он проживает в г. Архангельск и ревностно трудится на духовной ниве, на просветительском поприще, проявились здесь и его административные способности. Он преподает Закон Божий в образцовой школе при семинарии, исполняет обязанности члена правления Архангельского духовного училища, а также Архангельского епархиального свечного завода. За заслуги по духовному ведомству отца Николая отметили очередной наградой - камилавкой.

В начале 1898 года отец Николай обратился а Архангельскую Духовную консисторию с прошением о переводе его на должность священника Троицко-Кузнечевской церкви (ныне Свято-Троицкая церковь) г. Архангельска.. 1 мая 1898 года по его прошению принято положительное решение и о. Николай с домочадцами переехал в священнический дом, что был при церкви. Дом одно - этажный, просторный, на высоком фундаменте, с широким крыльцом и хозяйственными постройками. Управляла хозяйством матушка.

Быстро освоился священник на приходе. Знал нужды и чаяния своих прихожан. Не только на приходе, но и в больнице (узнать старое название, ныне первая городская), исполнял о. Николай пастырские обязанности, находил время и силы активно заниматься просветительской деятельностью. Возглавлял Владимирскую церковноприходскую школу при церкви, преподавал Закон Божий в Александровском детском приюте, в фельдшерской, ветеринарной и повивальной школе, обучал Закону Божиему солдат Архангельского батальона.

Особенно внимательно относился к сиротам и обездоленным детям, Он, выросший в многодетной семье, окруженный родительской любовью и лаской понимал, как им детям приюта не хватает родительского тепла и внимания и по возможности старался бывать там почаще, принимал деятельное участие в делах приюта. В 1903 году о. Николай участвовал в освящении нового здания приюта. Архангельские Епархиальные ведомости уделили внимание этому событию, указав, "…законоучитель приюта о. Николай Родимов сказал питомцам приюта прочувственное глубоко назидательное слово, призывая их к молитве за Благодетеля, к труду и доброй жизни".

В 1906 году о. Николая постигло горе. После тяжелой болезни скончался его 17 – летний сын Алексий. С тяжестью утраты не иссякла душевная щедрость и пастырская любовь священника. Он по-прежнему внимателен к нуждам сирот, ревностен в делах прихода, активен на административном поприще, . Исполняет обязанности члена, а затем и председателя комитета свечного завода. Как член правления от духовенства участвует в делах Архангельской Духовной семинарии, трудится председателем Епархиального ревизионного комитета.

Чистота и безупречность его нравственной жизни, твердые убеждения, честность, милосердие и требовательность снискали уважение и любовь прихожан, огромный авторитет у духовенства. Всех поражала его удивительное трудолюбие и работоспособность.

За заслуги по духовному ведомству Святейший Синод награждает его наперсным крестом. За обучение низших чинов Архангельского батальона отец Николай неоднократно получал денежные награды.

25 мая 1908 года он возведен в сан протоиерея.

В годы первой мировой войны, протоиерей Николай назначается для исполнения религиозно-нравственных нужд в 14-ю пешую дружину государственного ополчения, пожизненно утверждается членом попечительского общества о детском доме Трудолюбия, законоучителем церковноприходской школы при этом детском доме.

В 1916 году по Указу Архангельской Духовной Консистории назначен духовником Архангельского городского духовенства.

Государственное устроение России разрушил 1917 год. Грянувшая пролетарская революция, поколебала размеренное течение её жизни. Пришедшие к власти пытались расшатать и уничтожить православные устои государства Российского. Для русской православной Церкви начиналось время испытаний и прежде всего веры.

Изменения государственного строя, интервенция, гражданская война не поколебали убеждения и жизненные устои протоиерея Николая Родимова.

Считал, свержение царя, помазанника Божия, его убийство трагедией для народа, государства. Разъяснял прихожанам сущность происшедших в России перемен, не скрывал своего убеждения, что советская власть, власть

временная.

Сторонним наблюдателем важнейших церковных событий о. Николай не был. Когда в 1917 году в Архангельской губернии был образован "Союз духовенства и мирян", который возглавил Пинежский епископ Павел (Павловский) он вступил в его ряды. Живо откликнулся на нужды "Союза", организовав в приходе сбор пожертвований в его пользу.

Протоиерея Николая Родимова арестовали впервые в 1920 году. В тюрьме продержали месяц. Что послужило основанием для ареста неизвестно. Следственное дело не сохранилось. В архивах найден протокол заседания Архангельской губернской Чрезвычайной комиссии, которая рассматривала его дело 21 сентября 1920 года. Он, в какой-то мере, проливает свет на происходившие события тех давних лет.

"Слушали: п.3 Дело № 1207 - о Родимове Николае Даниловиче священнике

Троицко-Кузнечевской церкви г. Архангельска, обвиняемого в

агитации против Советской власти.

Постановили: Дело прекратить, его Родимова, содержавшегося в губисправдоме

приговорить условно в лагерь на 2 года с предупреждением и из

исправдома освободить".

В чем выразилось участие о Николая в событиях 20-го года ХХ века можно лишь догадываться, ведомо это только одному Богу. Протоиерею Николаю Родимову шел 65 год.

После освобождения из исправдома о. Николай убеждения не изменил, продолжил исполнение своего пастырского долга. Появившуюся церковную смуту – обновленчество не признал, в вопросах Веры был тверд и непреклонен, среди духовенства прослыл тихоновцем (приверженцем Патриарха Тихона). Церковь и приход свой содержал в духовной чистоте, хотя блюсти её тогда было далеко не просто.

В связи с заточением епископа Павла (Павловского) за "контрреволюционную деятельность" епархия какое-то время оставалась без духовного руководства. Прибывший на кафедру в марте 1921 года епископ Антоний (Быстров) возглавлял её недолго, через полтора его "ярого тихоновца" арестовали и выслали из Архангельской губернии "…как лицо, признанное властью неблагонадежным…". Обновленцы при владыке Антонии (Быстрове) в церкви не допускались, но в его отсутствии во главе с архиреями-обновленцами с помощью властей захватили Свято-Троицкий кафедральный собор, церковь

Иоанна Рыльского, Воскресенскую, кладбищенскую соломбальскую и другие городские церкви. Оказывали всяческое давление на священников – тихоновцев.

Протоиерей Николай Родимов стоически держался, к Троицкой церкви обновленцев не допускал. Помогал духовно в этом стоянии о. Николаю архимандрит Соловецкого монастыря Вениамин (Кононов), ныне причислен к Собору святых новомучеников и исповедников Российских. Освободившись из заключения он, будучи в Архангельске, в 1923, 1926 годах неоднократно вместе с протоиереем Николаем совершал в Свято-Троицкой церкви божественную литургию.

В 1926 году возвратился из ссылки архипастырь Антоний (Быстров). С его приездом влияние обновленцев на церковную жизнь епархии поубавилось, Владыка оказывал всестороннюю помощь и поддержку священникам, соблюдавшим чистоту Веры.

В 1929 году в день" Святого Духа" в Троицко-Кузнечевской церкви богослужение совершалось архиерейским чином, служил архиепископ Северного края Антоний (Быстров) вместе со ссыльным духовенством.

Когда первая волна разорения церквей, монастырей прокатилась по городам и весям России, отец Николай понял, что эта беда не минует и их северную глубинку. Массовое закрытие, а затем и разрушение церквей в г. Архангельске началось в 1929 году. Открыл этот печальный список главный храм г. Архангельска Свято-Троицкий кафедральный собор, по постановлению губернских властей он был закрыт13 мая, а 25 мая 1929 года взорван. По акту комиссии губотдела народного образования часть освященных предметов из закрытого собора была передана Троицко-Кузнечевской церкви и Соломбальскому собору. Книги, "не имеющие ценности" сданы в макулатуру, иконы и иконостасы деревянные – на сожжение. Храмы города застыли в ожидании решения своей участи.

И все же постановление властей о закрытии Свято-Троицкой церкви было для о. Николая неожиданным, церковь на окраине города, приход не столь велик, как в центре. Мотивируя необходимость закрытия церкви, власти ссылались на острую нехватку жилья. По постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года Троицко-Кузнечевская церковь г. Архангельска переоборудовалась под общежитие и другие общественно-культурные нужды.

В составе комиссии определявшей значимость убранства храма, церковной утвари священнослужителей, музейных работников не было.

А потому, согласно акту передано:

" … на дрова - разных икон (дерево) 2 воза и разных обломков от иконостаса,

… музею – 39 разных икон без риз, 4 фарфоровых лампады, фонарь и резную

икону Николая Чудотворца с серебряной на нем ризе, крестом из металла…"

Стоя у ворот церковной ограды, протоиерей Николай провожал взывающих о помощи Богородицу и святых, глядевших с икон из-под обломков разрушенного иконостаса, сжимал руками крест на груди, словно давал клятву до конца быть с теми, кого увозили на сожжение.

Скрежет железа, грохот в храме от разрушаемого преследовали его, казалось, лишали рассудка, так велико было потрясение от святотатства, которое не осмыслить, не объяснить. Церковь, где богослужения велись без малого два века, где хранились воинские реликвии России (четыре полковых знамени петровского времени), царский вклад в церковь ( два покрова, один воздух и пелена), осквернена. В храме, которому отдано почти 35 лет, теперь хозяйничают безбожники, творят бесчинства, наполняя святое место мерзостью запустения, а он, её настоятель, протоиерей Николай Родимов, не в силах защитить. Еще долгое время, как вспоминали близкие, отец Николай остро переживал случившееся.

Вскоре и его, 74-летнего настоятеля Свято-Троицкой церкви, вместе с матушкой выгнали из священнического дома на улицу, а сам дом вскоре снесли за ненадобностью.

О. Николай с матушкой Глафирой Михайловной нашли пристанище

недалеко от Троицкой церкви, поблизости от младшей дочери Марии. Квартиру, состоящую из маленькой комнатки и кухни на первом этаже двухэтажного деревянного дома № 159 по проспекту П. Виноградова, сдала батюшке в наем бывшая прихожанка Троицкой церкви Таисия Дмитриевна Татарская. (Ныне на его месте стоит пятиэтажный дом). Сюда, на квартиру к о. Николаю шли прихожанки закрытой Троицкой церкви, неся ему свои скорби, чтобы батюшка поддержал, ободрил, помог в житейских невзгодах, как в былые времена. Это потом всевидящие любопытствующие будут свидетельствовать на протоиерея Николая, говоря о приходящих, уличать его в контрреволюционной деятельности.

После закрытия прихода отец Николай, несмотря на преклонные лета, продолжил служение при кладбищенской Ильинской церкви. Почти ежедневно пешком преодолевал он пятикилометровый путь к месту своего нового назначения. Ничто не могло его удержать дома ни дождь, ни пурга, ни жара, ни мороз, ни уговоры жены, ни болезнь. Несмотря на "безбожную пятилетку", объявленную правительством о. Николай совершал богослужения, исповедовал страждущих, служил панихиды, исполнял требы нередко в своей квартире, в домах прихожан. Ушел на покой он в декабре 1936 года в возрасте 80 лет, по слабости здоровья, однако по-прежнему участвовал в Ильинской церкви в воскресных и праздничных богослужениях. О. Николай был любовью и совестью для горожан и духовенства.

"… очень популярен," – сказано о нем в одном из официальных документов органов УНКВД.

Вновь арестовали протоиерея Николая в Рождественский пост, 10 декабря 1937 года, в день празднование иконы Божией Матери, именуемой "Знамение".

Поводом для ареста послужило посещение им агитпункта. В тот год проходили выборы в Верховный Совет СССР. Об этом посещении и сообщила в партком агитатор агитпункта "…17 ноября 1937 года на беседу пришел поп и попадья. Поп во время беседы заявил, что не агитируйте нам Ваших кандидатов, теперь тайное голосование и мы можем выдвигать кандидатов каких хотим. Этот поп живет по ул. Пав. Виноградова № 159, внизу". Сообщение из парткома перекочевало в сводку происшествий НКВД. Тут же последовало распоряжение начальника отдела НКВД " … выяснить фамилию, имя, отчество и собрать другие установочные данные о священнике, проживающем внизу дома № 159 по ул. П. Виноградова". Распоряжение начальника выполнили " …в доме № 159 П. Виноградова кв. 3 сообщалось ему, проживает священник Родимов Николай Данилович, рожд. 1856 г., … На квартиру к Родимову приходят часто неизвестные молодые женщины, зачем неизвестно". И закрутилось колесо репрессивной машины.

Начальник управления НКВД выдал ордер " …на производство обыска и ареста Родимова Николая Даниловича". При обыска в квартире Родимовых не найдено ни книг антисоветского содержания, ни писем контрреволюционного характера. Изъяты " …один серебряный крест в футляре, серебряный крест с камнями на цепочке, шелковый платок с "мощами", серебряные часы и

серебряной монеты советской чеканки 5 рублей…" О. Николай был арестован и заключен в тюрьму. Ему шел 82 год. Его допросили на шестой день после ареста,16 декабря, в день памяти преподобного Иоанна молчальника. Протоиерей Николай был немногословен, протокол допроса состоит из одного ответа на вопрос

- Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, - обратился следователь к протоиерею Николаю, дайте следствию свои показания.

- Никакой контрреволюционной деятельности я никогда и нигде не проводил, - последовал его ответ. Свою пастырскую деятельность протоиерей Николай Родимов. контрреволюционной не считал.

Допрашивая о. Николая, следователь слукавил, обвинение протоиерею предъявлено не было. Допросив для порядка двух свидетелей, следователь дело закончил. Направляя его на рассмотрение тройки управления НВКД по Архангельской области, указал, что "Родимов Н..Д. виновным себя не признал, но достаточно изобличается показаниями свидетелей". О чем же свидетельствовали эти люди? Одна из свидетельниц –

- Родимова я знаю. Встречалась с ним во время подготовки к выборам в Верховный Совет СССР. Была прикреплена к дому, где живет Родимов, агитатором.

- Родимов Н..Д. во время проведения мною бесед по разъяснению положения о выборах в Верховный Совет СССР и агитации за выдвинутых кандидатов в Верховный Совет всегда вел себя как человек, который враждебно относится к советской власти и все время своими антисоветскими вопросами старался оклеветать кандидатов, выдвинутых в Верховный Совет и оклеветать само положение о выборах в Верховный Совет.

- На одной из бесед. Родимов с ехидцей в присутствии всех домохозяек сказал: "Не агитируйте нам ваших кандидатов, теперь тайное голосование и мы можем выдвигать и голосовать за кандидатов каких хотим. С целью компрометирования и клеветы на выдвинутых кандидатов Никанорова и Мусинского, среди домохозяек Родимов на беседе в середине ноября 1937 года с ехидством говорил: " Почему в Верховный Совет выдвинут кандидатом Никаноров, а в Совет Национальностей Мусинский? Почему не наоборот?

Вероятно, потому, что один из них умнее (Никаноров) и что Совет СССР будет стоять выше Совета Национальностей".

- Указанным своим разъяснением Родимов хотел дать слушателям совершенно неправильное понимание о взаимоотношениях Верховного Совета СССР с Советом национальностей".

Вторая свидетельница утверждала, что

- Родимова я знаю как человека, который враждебно относится к советской власти. Родимов неоднократно высказывал недовольство по отношению к советской власти и распространял клевету на существующий строй.

- В 1937 году Родимов неоднократно распространял клеветнические измышления про нашу печать, говоря: "Газетам теперь верить нельзя. В них большевики много врут. Бумага карандаш терпит.

- Родимов также часто высказывал недовольство жизнью в Советском Союзе, восхваляя жизнь при царском режиме, говоря: "Раньше работали за тридцать копеек, а сейчас работают за сто рублей и живут куда хуже, чем раньше. Все дорого и за всяким пустяком очередь. Вот раньше жили хорошо, все было дешево и много.

- Знаю, что к Родимову часто ходят незнакомые люди, особенно по

воскресным дням, но что они делают у них и о чем разговаривают, я не знаю.

Этих показаний было достаточно, чтобы тройка управления НКВД по Архангельской области .2 января 1938 г. признала Николая Родимова виновным в том, что он "систематически распространял к-р. (контрреволюцию). Восхвалял жизнь при царском режиме. Вел к-р (контрреволюционную) агитацию против выборов в Верховный Совет, и постановила – расстрелять.

Как свидетельствует выписка из акта протоиерея Николая Родимова расстреляли 10 января 1938 года, в день памяти мучеников 20 000 в Никодимии в церкви сожженных. Места расстрела и погребения его неизвестны.

О расстреле мужа Глафира Михайловна при жизни так и не узнала. Она пережила своего батюшку на два года.

Дочери Марии в ответ на её настойчивые просьбы прояснить судьбу отца сообщили, что он "умер в лагере от туберкулеза в 1940 г.". Правду об отце она узнала лишь спустя полвека, в 1990 г., когда протоиерей Родимов Николай был реабилитирован, т.е. признан невиновным, а его расстрел противозаконным. Тогда же она узнала и о его братьях священниках Аркадии и Иоанне, о своем двоюродном брате псаломщике Тимофее невинно убиенных за свои религиозные убеждения Аркадий и Иоанн в 1937, Тимофей в 1918 годах.

В годы безбожия в г. Архангельске, не считая домовых храмов, из 22 действующих церквей уцелело 6: три кладбищенских церкви, 2 церкви монастырских подворий, и одна единственная городская - Свято-Троицкая церковь.

Молитвами протоиерея Николая Родимова, его мученической кровию Свято-Троицкая церковь была спасена от разрушения до основания. Безбожники сняли с неё крест, разрушили главку и всё помещение внутри.

Ныне в Свято-Троицкой церкви вновь звучат слова молитвы. В восстановленном Михаило-Архангельском приделе с 1995 года совершаются богослужения. При церкви действует воскресная школа, дающая детям и подросткам азы православия. Возрождается просветительская и социально-благотворительная направленность её деятельности.

Община Свято-Троицкой церкви оказывает шефскую помощь областному

коррекционному дому, городскому специальному дому одиноких и престарелых, онкоцентру областной детской больницы, воспитательной колонии для несовершеннолетних, областной больнице исполнения наказаний. Проводится работа по созданию сестричества.

Однако еще предстоит приложить немало усилий и совершить многотрудных подвигов для полного восстановления былого величия храма.

Они невозможны без благотворителей и деятельного участия вас, горожане

г. Архангельска.

Светлана Суворова.

________________________________

Архив УФСБ по АО П -14817, П - 7207 (Арх.)

Там же П -13854, П -3024 (Арх.)

Там же по АО П - 13015

ГААО Ф.29. Оп. 32. Д. 205 л.1об-2об., 4;

Там же .29. Оп. 31. Д. 888 л.628-629об;

Там же Ф.40. Оп. 1. Д. 36 л.107-116;

Там же Ф.4075. Оп. 1. Д. 71 л.18-19, 37-40об;

Там же Ф.4075. Оп. 1 Д. 167 л.83-86;

Там же Ф.29. Оп. 22. Д. 35 л.1009об.-1010;

Там же Ф.40. Оп. 1. Д. 44 л.62об.

Там же Ф.2617. Оп. 2. Д. 7 л.67;

Там же Ф.63. Оп. 1. Д. 16 л.75;

Там же Ф.63. Оп. 1. Д. 16 л.83;.

Там же Ф.63. Оп. 1. Д. 15 л.373;;

Там же Ф.73. Оп. 1. Д. 441 л.248;

Там же Ф.73. Оп. 1. Д. 441 л.259;

Там же Ф.73. Оп. 1. Д. 441 л.225;

Там же Ф.484. Оп. 2. Д. 4 л.475;

Там же Ф.505. Оп. 1. Д. 5 л.238-238об.;

Архангельские Епархиальные Ведомости №21 за 1903 г. стр. 812-822.