Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Историко-бытовой очерк Сурского прихода, Пинежского уезда.

Скачать

11.12.2014

Историко-бытовой очерк Сурского прихода, Пинежского уезда.

Сурский приход находится на левом берегу реки Пинеги, при устье речки Суры, в 328 верстах от устья р. Пинеги, впадающей в С. Двину.

О времени образования прихода Сурского в церковной летописи и клировых ведомостях Сурского прихода писалось, что «документов на сие нет и что указать точно на возникновение прихода, по неимению фактических данных, не возможно».

Однако в документе, найденном в 1861-м году, при разобрании престола в храме во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы и зашитом в срачице, написано: «лета ЗЧ пятаго (7095 г. т. е. 1587) ноября в 21-й день священна церковь во имя Пречистыя введения при Благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея Руси и при Преосвященном Деонисие Митрополите всея Руси.»

Затем о существовании настоящей Суры и деревни Поганца, отстоящей от с. Суры в 3-х верстах, есть историческое указание от начала 16-го века, а именно: «въ Новгородской летописи подъ 1505-мъ годомъ, - годомъ кончины Московскаго князя Иоанна ИИИ-го, читаемъ:- что «Иоаннъ ИИИ-ий, поделилъ волости между 5-ю своими сыновьями и старшему Василию дано 66-ть городовъ и самые значительные: Москва, и другие; и въ Заволоцкой земле Пинега, Кеврола, Немьюга, Шотогора, Сура-поганая и др.

Основываясь на вышеуказанных данных, можно с достоверностью сказать, что Сурский приход имел свое существование в последней четверти XVI-го века.

Первой в Суре церковью была, как и пишется в клировых ведомостях Сурского прихода, церковь во имя Введения во храм Преосв. Богородицы. Церковь была деревянная, в виде четвероконечного креста, построенная иждивением прихожан и в 1587-м году освященная.

После 105-ти летнего своего существования в 1792-м году было испрошено позволение исправить на ней крышу.

Но время опять сделало свое дело: храм обветшал и крыша опять сгнила, заросла мохом, а в стенные щели (как о том сказано в описании церкви в главной описи л. 367) с визгом врывался ветер и с шумом влетали птицы…. Богослужение едва ли совершалось в ней, так как была еще другая Никольская теплая церковь. В 1857 году поступил в Сурскиий приход священник Александр Зуев, который обратил внимание на почти сгнивший и близкий к разрушению храм. Он обратился к благотворителям, собрал подаяния, пожертвовал из своих средств небольшую сумму и в 1861-62-м годах Введеньевская церковь заново исправляется и существует по настоящее время. Исправления сделаны следующие: подведен под церковь прочный из булыжника и серой плиты фундамент, самое здание, выправлено и покрыто новой крышей. Внутри церкви устроены новые полы и потолки и новые же окна с рамами и железными в них переплетами; стены обшиты строгаными досками. И вот вновь исправленная и благоустроенная деревянная Богородице-Введеньевская церковь освящена была по благословению Преосвященного Нафанаила. Епископа Архангельского и Холмогорского, свящ. Зуевым соборне в 1866 году в 27 день месяца мая, по святой Пасце в девятую пятницу (местный сельский праздник).

Церковь имеет форму креста, одношатровая с главою и деревянным обитым железом восьмиконечным на ней крестом; наружная высота ее до 15 саж., внутри 3 сажени. Церковь в последнее время, благодаря всецело помощи о. протоиерея И. И. Сергиева, обшита филенчатым тесом и выкрашена белилами на масле; а крыша, шатер и глава – зеленью.

Другая церковь Сурского прихода, во имя Святителя и Чудотворца Николая, деревянная, теплая, существует, по указанию клировых ведомостей, с1689-го года.

Но этой церкви предшествовала еще другая, как видно из следующей сохранившейся благословенной грамоты: «Божьею милостью преосвященный архиепископ Холмогорский и Важеский: в нынешнем РЧЕ году марта в 15 день били челом нам преосвященному Архиепископу нашей Архиерейской епархии Кеврольского уезда, Сурской волости – священник Иаков Сергиев да той же церкви приказчик Ивашко Дружинин. А в челобитной их написано: в той же Сурской волости церковь Св. Николая Чудотворца стоит многие лета и от многолетнего стояния та церковь обветшала и божественные службы служить в ней за ветхостью не возможно, и нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы их велеть им в тое волости вместо тое ветхие церкви построить новую церковь во имя его Николаево на новом месте и о том дать им нашу Архиерейскую благословенную грамоту.

И аз, Божьею милостью преосвященный Афанасий архиепископ Холмогорский и Важеский слушал их священника Яковлева и церковного приказчика Ивашкова челобитья, пожаловал, благословил, указал им на новую церковь лес ронять и всякие припасы готовить и в том лесе и припасах на новом угожем месте построить вместо ветхой Николаевой церкви новую церковь во имя Николая Чудотворца с трапезою белою, а верх на той церкви построить нешатровый и алтарь учинить круглый тройной, а в том олтаре построить свыше церковного помоста двема степени, а степенем высота по полтретья вершка и у алтаря в церковь того алтарного помоста выпуск учинить до верхней степени два аршина. Да в той же церкви в алтарных стенах царские врата учинить посреди, а на правой стране тех врат учинить южные, а на левой стране северные врата и святые иконы поставить по чину, подле царских врат на правой стороне вначале образ всемилостивого Спаса, а подле того образа, образ настоящего той церкви святого, а на левой стороне тех царских врат меж северных поставить образ Пресв. Богородицы с Предвечным Младенцем, и иные святых образы поставить по чину. А крест на той церкви поставить четвероконечный по преданию святых апостол и святых богоносных Отец и по древнему обычаю, подобием таков, каков крест златый на Москве на соборной церкви Благовещения Пресв. Богородицы на большой главе, что у великих государей на сенях построен и с давних лет благоверными великими князи. А каков тот крест подобием и ему волею нашею Преосвященного Архиепископа благословенной грамотой подлинное изображение. А как та церковь построена и к освящению изготовлена будет и об освящении той церкви и об антиминс тогда бить челом нам Преосвященному Архиепископу, а для антиминса прислать к нам священника или дьякона, а не простолюдина, а старую церковь разобрать со всяким бережением и с потщанием добрым плотником единобрачным, а не двоеженцом. А с престола и жертвенника индитии снять и разобрать те престол и жертвенник священнику или дьякону со всяким благочинием и опасением, а мирским и не освященным людем отнюдь не касается и той церкви лес вывесть в поле и при реке огнем сожещи и пепел всыпать в реку, а как та церковь разобрана будет и место очистить и где был престол и на том престольном месте построить коморочку малую деревянную рубленную в длину и поперек по полтора аршина по два вершка и покрыть тесом на четыре ската по палатному, чтоб то престольное место было под той коморочкой, а на верху той коморочки водрузить крест четвероконечный, а во вышину бы та коморочка была и со крестом в сажень. А сажени мера полтретья аршина, два вершка. Писана на Холмогорах в дому вашем лета SРЧЕ (1687 г.) марта в 15-й день.»

При грамоте имеется сургучная печать (сохранилась только благословенная рука и от руки писаное изображение четвероконечного креста. В длину сия грамота – 150 сантим. и в ширину – 16 ½ сантиметров. И так, церковь сия, как сказано в грамоте, разрешенная постройкою в 1687 году, была поставлена вместо старой во имя того же Святителя и Чудотворца Николая, стоявшей многие лета и многолетнего стояния обветшавшей, так что, за ветхостью, в ней не возможно стало божественные службы служить.

Принимая во внимание старинный лес, как более здоровый, в объем толще и не так скоро предающийся гниению, можно, как нам кажется, полагать, что первой церковью в Сурском приходе была Введеньевская, а Николаевская, и построение ее относить к началу XVI-го века.

Церковь во имя Свят. Чудотв. Николая, которая была о пяти шатрах и главах с 4-х-конечными деревянными на них крестами, вышиною до креста 14 саж. и внутри 2 саж. и 2 арш., по прошению о. протоиерея И. И. Сергиева и с разрешения Епархиального Начальства в 1898 г. была разобрана и перенесена на Сурское кладбище – в одной верете от приходских церквей – в том самом виде, в каком была первоначально построена, с очень незначительными улучшениями, а именно: поставлена она на каменном фундаменте, купола на ней покрыты новою чешуею из осины и окрашены зеленою краскою, а на главах поставлены железные позолоченные разные кресты, и 4-го июня 1898 года, была освящена о. Иоанном не во имя Святителя и Чудотворца Николая, а во имя Свят. Праведного Лазаря.

При этих двух церквах находилась особо устроенная деревянная восьмиугольная колокольня, построенная в 1754 году, одношатровая с главою и деревянным четырехконечным крестом, в 16-ть саж. высоты, о трех ярусах и с 6-ю на ней колоколами. Но за ветхостью означенная колокольня в 1888 году по распоряжению Епархиального Начальства, была разобрана.

На месте, где стояла ветхая колокольня, в 1888 – в 1891-м годах появился величественный трехпрестольный, каменный храм в связи с двухъярусною колокольней.

Строителем этого храма был, некогда-безвестный уроженец Сурского прихода, в детстве и юности молившийся в упомянутых церквах, ныне вот уже более двух десятилетий по неисповедимым судьбам Божьим, расточающий сотни тысяч рублей из разного рода благоугодные дела, известный настоятель Кронштадтского Андреевского собора, о. протоиерей И. И. Сергиев, не забывший, что дорогое для него место родины имело нужду в новом храме Божьем, - Храм этот всей справедливости, можно считать замечательным памятником современного церковного искусства, образцовым во всех отношениях и могущим служить украшением даже и столичного города. Он каменный, трехпрестольный, одноэтажный, одноглавый, построен в Византийском стиле, украшен снаружи фронтонами, колоннами и пилястрами.

Главный престол в нем - во имя Святителя и Чудотворца Николая Мvр-Ликийского, а в приделах: с южной стороны – во имя Препод. Иоанна Рыльского и с северной – во имя Св. Мученицы Параскевы.

Храм этот построен крестообразно, с четырьмя фронтонами, на пространстве - от востока на запад – на 16-ти саженях, а в ширину по средине – 9 саж. 1½ арш.

Внутренняя высота храма от полу до сводов, т.е. до восьмигранного купола, простирается до 7-ми сажен, внешняя же высота с крестом до 10 сажен.

Все церковное здание основано и утверждено на прочном цокольном фундаменте, а внутри на четырех каменных (21 вер. квадр. шир.) столбах вверху сведенных полукруглыми арками, а в алтарях на четырех же, - так называемых малых арках (в 18 кв. верш. Ширины). Крыша на храме из листового прошлифованного железа, окрашена медянкой, а глава покрыта белым листовым железом. Подробнее: на алтарях крыша круглая, на церкви – на два ската и на четырех фронтах – полукруглая с уступами. Во всем храме находится 20 окон с двойными рамами и с железными среди их решетками, из них два окна – венецианских в три просвета; все окна в виде прямоугольного треугольника, верх коих заканчивается полукружием. Сверх венецианских окон (с южной и север. сторон храма) находится еще по одному круглому окну и наконец в сводном восьмигранном куполе – восемь круглых окон. Толщина церковных стен – 18 –ть вершков. Пол настлан по всему зданию из каменных плит.

Вход в церковь с запада, с открытого в нише крыльца с трех сторон из белого камня в -ть ступеней, и дверей церковных, столярной работы, три и все они створчатые (т.е. двухполотняные) с внутренними замками. Первые двери (обитые железом) ведут в сени и с ходом на колокольню, другие – в трапезу и третьи – на половину стеклянные – ведут в самую церковь. Печей в храме шесть больших и все они из изразцовых плит, а в алтаре – одна изразцовая печь.

Над крышею церковь увенчивается куполом, на котором возвышается 4-х конечный прорезной с сиянием железный крест, золоченый на мардан, высота его 2 аршина. Таковой же крест и на главном алтаре поверх фронтона на небольшой главе.

В связи с церковью, над сенями и трапезою построена каменная, двухъярусная колокольня, в основании своем квадратная, по три сажени с каждой стороны и таково здание первого яруса; а второй ярус постепенно сужается до самой крыши; лестниц на колокольню – 5-ть в 77-м ступеней. Крыша на ней прошлифованного железа, зонтовая, окрашена медянкой поверх крыши на шейке находится массивное яблоко и в нем утверждается конусообразный шпиль, обшитый белым листовым железом и на нем водружен прорезной с сиянием железный 4-х конечный золоченый на мардан, крест, высотою 2½ арш. Всех колоколов на колокольне 16-ть, из них: 6-ть со старой колокольни и 10-ть новых, литых в Харькове П. Ив. Рыжовым, - что и прописано на колоколах. Из них, первые по величине три колокола: а)первый – в 258 пудов с надписью: «вечер заутра и полудне повем и возвещу и услышит глас мой»; б) второй – в 104 п. 18 ф. с надписью: «благовестите день отъ дне спасения Бога нашего» и в третий – в 66 п. 18 ф. с надписью: «пою Богу моему дондеже есмь», - пожертвованы Рыжовым.

Колокола помещаются в 2-х прозвонах; в первом – один только большой. Подбор колоколов великолепный и в руках искусного звонаря, живущего при церкви с освящения ее, звоном колоколов можно заслушаться.

Вокруг сего великолепного храма сооружена каменная ограда, на сплошном камен. фундаменте, покрытом железом. В окружности она 77½ саж., высота ее – 1саж. верш. и состоит из 39-ти каменных четырехгранных столбов, покрытых железом, между коими креплены искусной работы железные решетки. Главный вход в ограду с востока, для чего устроена каменная римская арка, и в ней на двух железных полотнах железные фигурчатые ворота с 2-мя по бокам калитками. Высота арки над воротами – 4 саж. 1 ½ арш., а шир. 1 саж. ¾ арш.; высота калиток – 1 саж. ½ арш. Над воротами в середине арки помещается приличная икона Спасителя и ворота увенчиваются главкой, а в ней водружен 4-х конечный прорезной с сиянием железный, золоченый на мардан, крест. В этой ограде имеются еще три малых входа, состоящих из железных дверей, вращающихся на железных крюках. Освящение этого храма происходило 27, 28 и 29-го чисел июня 1891 года и совершено Александром, епископом Архангельским, в сослужении двух архимандритов, храмоздателя, настоятеля Архангельского кафедрального собора двух священников из Петербурга и до 12-ти ближайших к Суре иереев, - при пении полного архиерейского хора и присутствии начальника губернии и других высокопоставленных лиц и при многочисленном стеснении народа.

Насколько этот храм красил по архитектуре снаружи, настолько же великолепен он внутри.

Здесь особенно обращает на себя внимание иконостас, хотя не особенно большой, но с иконами в нем высоко художественного письма, писанными на полотне по золотому фону. Художественная также живопись по стенам алтаря и храма, писанная на полотне; она располагается в следующем порядке: в вершине купола изображение Бога Саваофа с младенцем Иисусом и Духом Св. в виде голубя, с сонмом ангелов. По стенам восьмигранного купола изображения пророков во весь рост: Моисея, Илии, Елисея, Соломона, Захарии, Даниила, Ионы и Царя Давида.В углах полукруглых арк, поддерживающих купол – 4 бюстовых в кругах изображения евангелистов с символами и между ними по сторонам изображения тоже круглые: 1., входа Господа в Иерусалим, 2., Несение И. Христом креста, 3., Воскрешение Лазаря и бичевания И. Христа у столба.

В придел Иоанна Рыльского изображения: 1., Моление о чаше, 2., Пригвождение И. Христа ко кресту, 3., Распятие Его, 4., Снятие со креста и 5., Явление Господа Фоме. В приделе мученицы: 1., Воскресение Христово, 2., Вознесение Господне, 3., Сошествие Св. Духа на апостолов, 4., Преображение Господне и 5., Успение Богоматери. Есть несколько еще подобных же икон и в других частях храма. Заслуживает также внимания и почти сплошная орнаментировка храма.

Разнообразие рисунков и богатство красок много содействуют великолепию общего вида внутренности храма.

Иконостас в главном храме трехъярусный, художественной работы, вызолоченный, по белому фону. Во всех трех ярусах по четыре золоченых колонны на четырехгранных с украшениями тумбах; высота иконостаса 3½ сажени.

Царские врата резной работы золоченые, с изображением Благовещения и 4-х евангелистов. Такие же царские врата, только меньшего размера, и в придельных иконостасах преп. Иоанна Рыльского и муч. Параскевы; и, равным образом, иконостасы в приделах такой же работы, что и в главном, только одноярусные.

По сторонам иконостаса находятся два небольших клироса, огражденных небольшими железными перилами:

Святые иконы, находящиеся во всех трех иконостасах, суть дар Его Императорского Высочества, великого князя Георгия Михаиловича, и оцениваются в 12,000 рублей.

В главном иконостасе находятся следующие иконы: а) в первом ярусе:

1., Господа Вседержителя, сидящего на престоле, с благословляющей десницей,

2., Св. Николая Чудотворца в ризе с омофором, с евангелием и благословящим крестом,

3., Божией Матери, сидящей на престоле, с Предвечным Младенцем,

4., Свят. Тихона Задонского в епископской мантии, с посохом и благословящей рукой,

5., На южных дверях – Архангела Михаила со щитом и огненным мечом, попирающим змия и

6., На северных – Арханг. Гавриила с райскою ветвью. Все эти иконы в 2 арщ. 1 вер. высота и 1 арш, 1½ вер. ширины.

б) Во 2-м ярусе:

1., Над царскими вратами – икона Тайной вечери и по бокам, - справа:

2., Св. Иоанна Златоустого в фелони с омофором и чашею в руках и

3., Св. Василия Великого в фелони с разогнутым Евангелием и благословляющей десницей и по левую сторону:

4., Свв. Апост. Петра и Павла и

5., Св. Ап. Андрея Первозванного с большим андреевским крестом и

в) в 3-м ярусе:

1., в середине – икона Воскресения Христова и над ней круглая небольшая икона Господа Саваофа со скипетром и державой

2., По правую сторону – Св. великомуч. Георгия Победоносца с благоверным вел. князем Александром Невским и

3., По левую – Св. Сергия Радонежского, Феодора Тирона и равноапостального вел. Князя Владимира. В придельном иконостасе Иоанна Рыльского следующие иконы:

1., Справа: Спаситель во весь рост с раскрытым евангелием и благословляющей десницей

2., Преп. И. Рыльского в мантии и со свитком в левой руке и

3., Общий за стеклом киот (2 ар. 10 вер. выш. и 1 ар. 11 вер. шир.) в золотой раме со многими иконами разных святых без риз и в серебр. И позолоченных ризах – дар храмоздателя и

4., С левой стороны: икона Божией Матери во весь рост с Предвечным Младенцем и

5., На дверях – Архидиакона Лаврентия. Все эти иконы в 2 ар. 5 вер. высоты и 11½ вер. ширины. Над царскими вратами

6., Икона распятия И. Христа с предстоящими.

И в иконостасе придела во имя св. муч. Параскевы:

1., Справа: Спасителя во весь рост,

2., Муч. Параскевы – в правой руке с крестом и в левой – со свитком и

3., Слева: Божией Матери с Предвечным Младенцем, на северных дверях

4., Св. архидиакона Стефана и затем

5., Такой же киот, что и в правом приделе, со множеством икон разных святых в серебро позлащенных ризах – дар храмоздателя.

Над царскими вратами – изображение положения И. Христа во гроб на полотне по золотому фону.

Кроме икон в иконостасе, последние имеются на колоннах храма и стенах храма и алтаря; из них наиболее обращают на себя внимание следующие:

1., Три больших (в 1 саж. 2 ар. выш. и 2 арш. шир.) киота Белаго цвета художественной работы с резными золоч. Колоннами и другими украшениями, с иконами а) Воскресения Христова, б) Святые Троицы Новозаветной и в) Знамения Б. Матери.

2., У северной стены в приделе Мученицы Параскевы стоит Голгофский 8-ми конечный дер. крест, вышиною в 4½ арш. шириною в поперечник 2½ арш. и толщ. 1¼ вер. Распятый Спаситель написан на цинке художественной живописью; где следует помещена серебряная 84º риза и на главе серебро позолоченный венец чеканной работы. Крест утвержден в Голгофской скале из алебастра, последняя ограждена с 3-х сторон приличною железною бронзированною решеткой.

3., У жертвенника в главном алтаре на стене в багетной раме на полотне художественной работы изображение – «снятие Христа со креста»; - внизу у него следующая надпись: «поднесена о. протоиерею И. И. Сергиеву в 1890 году Олимпиадой Степановой Кузьминой, рожд. Лермонтовой. (Писана в 1815 г. Костром. губ. Чухлом. уезд. усадьбы Острожникова из имения Павла Петровича Лермонтова).

4., Икона Св. Ап. Андрея Первозваннаго с ризой чеканного под золотом серебра с 2-мя на ней эмалевыми венчиками и внизу дощечка с надписью: «Настоятелю Кронштадского Андреевского собора пр. И. И. Сергиеву от причта, церк. старост и представителей от прихода – соборных и присно-Успенской церкви к 40-летию служения его в священном сане при назв. соборе – 12 дек. 1895 г.».

5., Аналойные храмовые иконы: а) Свят. и Чудотворца Николая очень старинного письма в серебряной с таковыми же 3-мя венчиками риз, - весом в 7 ф. 90 зол. и б) Мученицы Параскевы тоже старинного письма, почитаемой местными и окрестными жителями за чудотворную, с постоянным служением пред ней молебнов, в серебряной ризе и с таковым же венцом, весом в 2 ф. 72 зол.

6., Складни – иконы с мощами:

а) Икона – складень в шагреневом футляре и 2-мя медными посеребренными дощечками, с надписью: «о. протоиерею И. И. Сергиеву от Антонины Николаевны Драчевской, ур. Ушаковой, 29-го августа 1894 г., образ сей достался мне от отца моего Николая Александрова Ушакова, а им унаследован от князей Волхонских». Внутри складня – доска деревянная, с серебряной без пробы под золотом ризой, с делениями на квадратики, числом 106, с вырезкой под слюдой помещаемых мощей, а под ними столько же квадратиков с наименованием мощей, а под низом складня надпись: «1759 году, октября 15 дня сия дощечка сделана тщанием княгини Аргипины Ивановны Волхонской».

В середине доски – 4х конечный серебряный крест с мощами внутри его 14 частей, с наименованием каждой из них и поверх складня помещается такого же вида, но малого размера дощечка – с 9 частями мощей под слюдой и 4-х конечный медный крест с 15 частями св. мощей внутри его и

б) Складень крест с 6 разноцветными камнями и серебряным без пробы распятием, с мощами святых: «Василия Великого, Муч. Никифора, Феодора Стратилата, Первомуч. Стефана, Севастьяна, Сергия Вакха, Козьмы и Дамиана и Ефимия Великого», - с надписью на нем: «моление грешного Василия Кучкова».

Не лишним считаю здесь упомянуть и о том, что при устройстве Сурского женского монастыря переданы были приходом монастырю три особенно ценных иконы в серебряных – позолоченных ризах с таковыми же венцами и драгоценными в них камнями, а именно: а) Господа Вседержителя, старинного письма (выс. 15 вер. и шир. 11½ в.), б) Успения Божией Матери (выс. 6 вер. и шир. 9 вер.) и в) икона Казанской Божией Матери (выс. 13½ вер. и шир. 12 ½ вер.).

Богослужебными сосудами, утварью, ризницей и книгами церковь, устроенную о. протоиреем И. И. Сергиевым, можно считать богатой.

Из наиболее заслуживающих внимания предметов упомянем о следующих:

1., Из 7-ми серебряных под золотом напрестольных крестов особенно ценны кресты: а) 8-ми конечный гладкий литой с особо-литым изображением распятого И. Христа, весом в 1 ф. 92 зол. и б) 4-х конечный крест в. большого размера 84º позолоченный, с литым изображением Господа, по бокам предстоящих и вверху – Савофа, с надписью на обратной стороне: «кресту Твоему поклоняемся Владыко».

2., Из имеющихся Евангелий: 4 Евангелия в лист и 5 в ¼ долю листа; - крышки у всех серебряные.

3., Из 7 полных приборов богослужебных сосудов, 84º, позолоченных, особенно ценен (оцениваемый в 3000 рублей) прибор, состоящий из 8 вещей: потира, дискоса, звездицы, чашечки, копия, лжицы и двух тарелочек 88º; все вещи украшены сплошь высоко художественной мелкой работы эмалевыми украшениями разных цветов и рисунков, весом в 9¼ фунтов.

4., Из 4, 84º, золоченых дарохранительниц, - в храме Св. Николая Чудотворца на престоле дарохранительница пятиглавая, гравированной просекной работы с 3 чеканными изображениями весом в 6 ф. 84 золотника.

5., Из имеющихся 5 кадил – три серебряных 84º средней величины, о 4 цепочках, тоже серебряных.

6., Из имеющихся в храме двух паре хоругвей

а) одни бронзовые, вызолоченные с 3 большими лопастями и 2 малыми, с изображением на них икон живописной работы на том же металле.

б) серебряные 84º, золоченные оч. массивные круглые с эмалевыми украшениями высоко-художественной работы и разных цветов, с 3 серебряными на серебряных же цепочках кистями, с изображением на одной из них – в эмалевом окладе – «знамения Б. Матери и С Троицы», а на другой – преп. Иоанна Рыльского и Андрея Первозванного, оцениваются в 3,000 рублей.

7., Паникадил в храме – четыре и все они бронзовые, литые, резной художественной работы – позолоченные, из них: а) одно – в 36 свеч, гравированной работы и б) три – по 20 свечей, причем одно из них с эмалью и чернятью.

8., Пред местными иконами в храме имеется больших лампад, все они бронзовые, золоченые литые, просекные с гравировкой, каждая вверх с короной из того же металла и тремя цепочками – каждая лампада весом в 20 фунтов.

9., Из лампадок пред иконами для возжжения ее имеется серебряных 84º десять; из них: 2 – яйцеобразных, вызолоченных, весом по 75 зол., 6 – шестиугольных, весом по 46 зол. каждая.

10., Из настольных 11 подсвечников, один из них – трисвечник бронзовый, вызолоченный, весом в 7 ½ ф.

11., Кувшин с крышкой для умывания рук – серебряный 84º под золотом с чернятью и с изображением на нем храма Св. Василия Блаженного и Московского Кремля.

Вся утварь церковная значится поступившей от храмоздателя о. протоиерея И. И. Сергиева и его усердных почитателей.

Из достаточного и ценного количества облачений священнических, упомянем о некоторых из них:

1., Риза шелкового малинового бархата, высокого сорта, с вышитой на оплечье золотом и канителью иконой Святителя и Чудотворца Николая, кругом с драгоценными камнями; по подолу вышита золотом и канителью, таковые же звезда и крест, - на шелковой розовой подкладке. К ней епитрахиль, пояс, поручи, шитые золотом и на такой же подкладке.

2., Риза, епитрахиль, набедренник, пояс и поручи богатой золотой парчи и с такими же с серебром букетами, обшитые широким хазом, звезда и крест шитые, все вещи на желто шелковой подкладке.

3., Риза, епитрахиль, набедренник, палица, пояс и поручи – зеленого бархата с шитым золотом оплечьем, - на белой шелковой подкладке.

4., Риза, епитрахиль, набедренник и палица светло красного бархата, шитые серебром по низу, верху и оплечью; все вещи на белой шелковой подкладке и др.

Созданием подобного рукотворного храма, с многочисленными вещественными ценными украшениями его и богатыми жертвами о. протоиерей Иоанн Ильич Сергиев увековечил свое имя на страницах истории Архангельской епархии.

И мало того, что устроил таковой храм, но и позаботился и о будущем его, - обеспечив его капиталом на вечное время в количестве – 24200 рублей, с назначением: «на содержание каменного храма.

Сведения о священниках Сурского прихода, основанные на документах, начинаются с 1678-го года и в хронологическом порядке таковы:

1., Яков Сергиев был в 1678 г.

2., Макарий Постников был 1734 г.

3., Михаил Агапиев был в 1754 г.

4., Матфий Корытов был в 1730 г.

5., Григорий Постников был в 1789 г.

6., Иван Порохин † 1823 г.

7., Никита Сергиев с 1791-806 г.

8., Михаил Сергиев с 1807-1837 г. (дед о. протоиерея).

9., Василий Сметанин † 1812 г.

10., Николай Постников 1821 г. † 1825 г.

Дьячок Илия Сергиев с 1825 г. (отец о. протоирея).

11., Никита Постников с 1833 г. † 1847 г.

12., Артемий Козьмин с 1848 по 1851 г. (кончил семинарию).

13., Благ.Павел Нечаев 1851-1857 г. (кончил семинарию).

14., Акиндин Алексиевский 1853-57 г. 2-м (кончил семинарию).

15., Благ. Александр Зуев с 1857 г. (кончил семинарию).

16., Алексей Ивановский 1857-8 г. – 2-м (кончил семинарию).

17., Николай Козьмин 1860-1871 г. – 2-м (кончил семинарию).

18., Иоанн Прялухин 1878 г. (из дух. училища).

19., Андрей Дмитриев 1881-83 г. (кончил семинарию).

20., Феодор Корелин 1883-93 г. (из 4 кл. семин.).

21., Благ. Филитер Цветков 1893 † 97 г. (конч. сем.).

22., Николай Прибылев 1894-1905 г. (конч. сем.).

23., Александр Иванов 1897-1904 г. 2-м (конч. сем.).

24., Венедикт Титов 1901 – по ныне (конч. сем.).

25., Благоч. Аифал Суровцов с 1906 и по ныне – 2-м (конч. сем.).

Одним из главных и почти исключительным источником содержания причта, кроме казенного жалованья, при отсутствии при церкви капиталов в пользу причта, служит земля – пахотная и сенокосная.

Все земли находятся в малых дробных участках и со всех сторон каждый из них окружен крестьянскими полосами. Пахотной земли всего в пользовании причта числятся 11 дес. 1916 кв. саж. в 72-х дробных мерах в расстоянии от 1 и до 20-ти верст от домов.

Документов, а равно и межевых книг на сии земли нет. Нынешний причт обрабатывает землю своими средствами и силами.

Рыбных тоней и других угодий причт не имеет. И ругой от прихожан, как-то: хлебом, маслом, яйцами, шерстью и т.п. не пользуется.

Земель, принадлежащих церквам Сурского прихода, нет.

Для помещения причта в Сурском приходе имеется пять домов, для каждого члена отдельный. Все дома, за исключением одного, одноэтажные с двором для скота и скотскими избами с боков домов, построены все они на средства о. протоиерея И. И. Сергиева в 1892, 97 и 99-х годах; все они находятся на церковной земле и считаются церковными. Все дома удобны и поместительны и находятся в хорошем состоянии. Домы застрахованы в первом Российском страховом Обществе на церковную сумму по оценке в 17, 000 рублей, с уплатой ежегодно страховой премии - до 207 рублей.

В состав Сурского прихода входят 16-ть деревень: с. Сура – погост, Горская, Осановская, Устьсурская, Пахуровская, Холмовская, Оксогорская, Марковская, Пимберская, Слудская, Горушинская, Прилуцкая, Филимоновская, Островская, Погано-Сурская и Шеломенская, в расстоянии от церкви от 1 до 8-ми верст. ¹)

По духовному ведомству Сурский приход принадлежит ко 2-му благочинию, в административном отношении состоит в ведении станового пристава 2-го стана и полицейского урядника 8-го участка, последний проживает в Суре, и в сельском отношении Сурский приход составляет одно общество и одну волость и волостное правление носить название «Сурско-Сергиевского».

Народонаселение Сурского прихода, как видно из церковной летописи, постепенно и ежегодно в количестве увеличивается, уменьшалось же редко, чему были своими особые причины, как напр.: а) в 1830 году – эпидемическая болезнь холера, б) а в 1883 и 84 г. г., за образованием, из селений Сульцы и Шиднемы, - особого прихода Сулецкого; но после того и по настоящее время народонаселение опять правильно прогрессирует. Ниже помещаемая таблица яснее покажет постепенное возрастание прихода.

Так, в 1812 году числилось всего: 672 муж. и 690 жен. обоего пола – 1362 человека; за 70 лет к 1882-му году население прихода возросло почти вдвое, а именно муж. пола 1205 и ж. п. 1235, обоего пола 2440 чел. В следующем 1883 году, за выделением из состава его особого Сулецкого прихода население Сурского прихода убавилось чуть не на 690 чел., а именно осталось: 921 муж. п. и 942 жен. п. и обоего пола – 1863 чел. Через 20-ть лет в 1903-м г. значится опять: 1344 муж. п. и 1325 жен. п., обоего пола – 2669, т.е. приросло народонаселения в приходе за указанные 20-ть лет более чем на 800 чел. обоего п. и в 1907 году, по духовной росписи, числится: м. п. 1465 и жен. п. 1423, а обоего п. 2888 человек.

Главное занятие жителей хлебопашество и скотоводство, а как подспорье к ним – зимние работы по заготовке купеческих лесов, весенний сплав их до устья Пинеги и отчасти лесная охота за дичью и мелким зверем по осеням; всем этим и пропитывают они свои семьи. Хлебопашество ведется здесь самым примитивным способом – сохою и броной; - о плугах и других усовершенствованных орудиях обработки земли имеются здесь самые смутные представления. Поля засеваются исключительно житом и отчасти рожью, овса вовсе не рассеивают; за милостью душевных наделов земли, хлебов для прокормления семей далеко бывает недостаточно, почему и приходится чуть не с половины зимы уже покупать его.

*) Кстати. Упомянутый «иерей» в своей заметке, «по вопросу о размере пенсий эмеритальной кассы духовенства», пишет: «существует очень простой способ убедиться, нужно ли уменьшать размер пенсий или нет. Для этого нужно только собрать сведения о том, сколько нужно бы было выдавать пенсионерам пенсий, согласно ныне действующему уставу и сколько всех сирот духовного звания находится в епархии». Ответом на недоумения автора может служить настоящая статья и предыдущие, в которых в. подробно рассмотрены эти вопросы. Из нежелания повторяться, мы своевременно не ответили на эту заметку о. «иерея».

И великое счастье выпало на долю Сурян иметь своим сородичем – великого народолюбца и всероссийского благодетеля о. протоиерея И. И. Сергиева, который ежегодно «на обсеменение и на хлеб» - для раздачи бедным Сурянам чрез местного священника и иногда чрез волостное правление высылает от 3-х и до 5-ти тысяч рублей и на частные письма их же – свыше 10-ти тысяч рублей.

С огородничеством прихожане плохо знакомы; садят - только для своего употребления - картофель, лук, редьку, репу и изредка капусту, но последняя почему-то не клубится; садить ее понаучились у местного женского монастыря.

Сенокосы Сурян находятся на в. далеком, расстояний от места жительства от 20 и свыше 40 верст, вывозка каковых сен и отнимает много у них рабочих дней. Сена расположены по берегам лесных речек, урожай трав бывает по большей части плохого качества и потому скот здесь оч. мелкий и заморенный, так как кормом рогатому скоту по большей части служит «тресянка» т.е. житная солома с примесью небольшого количества сена. И в летнее время скот, за не имением удобных пастбищ, тоже, как и зимой, мрет, питаясь в лесах мхом.

Быт или образ жизни Сурян отличается простотой; чистота и опрятность в жизни у большей части их отсутствуют. Дома крестьян всех деревень, за исключением села Суры, обыкновенной сельской архитектуры, большей частью одноэтажные, в две и три избы (комнаты) с заулком среди их и с кухонными в них печами, сбитыми часто из глины. Дома строятся в связи с скотским двором и малыми избами для обрядни скота, пристроенными сбоку. В сих-то последних крестьяне и предпочитают жить в продолжение всей зимы и притом вместе со своим скотом – коровами и телятами, которых тут же доят и кормят.

Пища жителей не отличается доброкачественностью и состоит по преимуществу из мученицы (кипяченая вода, присканная житной мукой), картошки, «губ», (грибов своего соления) и молока; из соленой рыбы покупается чаще пикша; мясо же употребляется жителями редко, разве когда зарежут свою овцу. Но чай в моде и употребляется чуть не всеми; но при недостатке средств на покупку китайского, нередко употребляется фруктовый – кирпичный и даже цикорий.

Одежда крестьян большей половины прихода щегольством не отличается, в особенности у мужчин. На нижнее белье последними употребляется своетканый грубый холет, а верхняя одежда (зипуны, кафтаны) большею частью шьется из домотканого синего набивного толстого холста и серого домашнего сукна; на ногах - бахилы (большие широконосые сапоги) и катанки своего производства, - низ которых, на подобие галош и твердый, а голенища к ним пришиваются из своетканого серого сукна – мягкие. На головах шанки своей работы, часто подобие скуфьи, из овечьей и собачьей шкур.

Но молодое поколение уже начинает носить пиджак и брюки фабричной работы, сапоги с борами и галошами, полупальто и пожалуй часы с цепью.

Им не уступают и девицы, который не так давно стали одеваться в ярко красные сарафаны с кофтами и в верхние жакетки и шубки, сшитые в талью, до колен, с сборами на заду и боках. На ноги же еще по старому одевают толстые шерстяные чулки синего и красного цвета (тоже летом), которые и напускаются борами, и кожаные выступки – наподобие туфель; на руках же круглый год или шерстяные вязаные перчатки, или рукавицы. На головах носят шерстяные и шелковые платки, каковые они называют шалюшками. В общем, благосостояние сурян можно считать ниже удовлетворительного.

Больших семейств живущих вместе в Сурском приходе оч. мало; в последнее время стали делиться (в розни жить) не только братья, но и часто сын с отцом. В семейной их жизни миролюбия мало. К старикам, даже и к родителям, молодое поколение в особенности за последние три года, с проникновением и в наше захолустье «освободительного движения», стало относиться без должного уважения и почтения.

И в общественных делах согласия тоже мало, особенно, когда дело касается переделов земли,- здесь уже никак не могут обойтись без волостного суда – и в последнем часто разбираются целые десятки мировых дел. На сельских сходах молодые домохозяева стали брать верх, стараясь перекричать старших; в каковых видах в последнее время стали появляться приговора, с отказом от – дорожной повинности, от полицейской службы и др.

Все прихожане по духовной росписи за 1907 год, считается православными, хотя православие их, как и большинства простых людей, более внешнее – обрядовое; но при этом из общего населения в 2888 душ обоего пола за 1907 год числится по уклонению в раскол: 29 м. п. и 54 чел. жен. пола. Последних с годами становится меньше и меньше. Дети не охотно следуют за родителями и после их смерти часто делаются православными; и при жизни, по большей части так бывает так, что родители – придерживаются раскола, а дети – православные. Большая часть православных крестится двуперстным крестом, следуя примеру стариков. Внутреннее содержание религии большая часть населения мало понимает, хотя церковь и школа стараются, в возможной мере, поднять уровень знаний и религиозных понятий.

Религиозно-нравственное и умственное состояние прихода, лет 17-ть тому назад, охарактеризовал сурский уроженец и храмоздатель, ныне Кронштадтский протоиерей И. И. Сергиев в слове своем на освящение храма в следующих словах обращенных к прихожанам: «благодарю Бога, что в этой далекой, бедной веси, бедной и жалкой, жалкой еще более тем, что она изобилует невежественными людьми, чуждыми св. церкви …. совершенно Архиерейское служение, при стройном пении певцов.» И так суряне «люди невежественные в отношении религии, а многие из них заражены расколом старообрядчества….

В другом месте слова о. протоирей называет сурян дикими растениями, которые не Отец Небесный посадил и которые искоренятся. И поэтому, умоляет Господа, «да обратит, ими же Сам знает судьбами, всех заблудших к церкви Своей, да снимает с очей их мрачное, дьявольское покрывало, и да узрят они ясно свет истинной православной церкви, в которой одной есть вечное спасение!»..

Таковы были суряне и весь Сурский приход, лет 17-ть тому назад, в религиозном отношении, по отзыву о. протоиерея И. И. Сергиева.

Не менее ясно и верно, о. протоиерей обрисовал сурян в умственном и нравственном отношениях. В том же слове он говорит: «с крайним прискорбием я заметил, что в этом селе с весьма многочисленным населением (до 2250 чел. обоего пола) весьма мало грамотных и детей грамотных по пальцам можно перечесть – и многие из них бродят, как овцы без пастыря, полунагие и полуголодные, темные и безграмотные, мальчики и девицы, - не умеющие ни за что взяться, непривыкшие ни к какому труду».

Но благодаря двухклассной церковно-приходской школе, женской церковной школе и одной передвижной школе грамоты, - устроенных по инициативе и на средства о. протоиерея и существующих уже с 1893-го года, в каковых ежегодно обучалось от 120 и до 150 человек обоего пола, в эти пятнадцать лет Сурский приход сделался почти неузнаваемым и сейчас суряне: ученики и ученицы, и взрослые люди – образовались уже оч и очень достаточно, так теперь и читают и пишут, и поют, и шьют, словом: трудятся и молятся, молятся и трудятся!

Как на показателя религиозно-нравственного состояния Сурских прихожан в настоящее время можно отчасти сослаться на число исполняющих и неисполняющих христианский долг.

И за последние годы таковое исполнение христианского долга со стороны прихожан заметно прогрессирует, так, до 1893 года, т. е. до школ имени о. протоиерея И. И. Сергиева, исповедников и причастников в 1892 году было: муж. п. – 295-ть, и жен. пола – 203 чел. обоего пола – 498 человек. Через 10-ть лет в 1902 году таковых уже было: муж. п. 346 и жен. п. – 258, при населении в 2604 чел. обоего пола; в 1903 году: муж. п. 487 и жен. п. – 402, при населении в 2669 чел.; в 1905-м году: муж. п. – 538 и жен. п. – 488-м при населении в 2761 чел. и в 1907 году было: муж. п. – 642 и жен. пола – 589, обоего пола 1231 чел., при 2888-ми чел. населения в приходе обоего пола.

Богослужение в Сурском приходе отправляется торжественно, по возможности, при полном освещении хама в праздники и с участием дьякона и при исполнении пения в 4 голоса учащимися двухклассной школы с 2-мя псаломщиками. Всенощные бдения совершаются всегда с вечера и за литургиями неопустительно проповедуется слово Божие неочередным священником во время причащения священнослужителей.

Однако к посещению храма Божия в воскресные и праздничные дни прихожане относятся дов. равнодушно, в особенности в летнее время, когда большая часть из них предпочитает работать, боясь упустить дорогое, страдное время, или ходят в лес за грибами и ягодами; большая ревность к посещению сих стороны замечается в великий пост и в праздники – храмовые, Рождество и Пасху, когда, действительно, часто и приходской и монастырский храмы бывают полны молящимися.

Единственной и исключительной жертвой на храм со стороны здешних прихожан можно считать ставление за богослужением свечей пред иконами. И последних церковь продает за год до 6½ пудов, на сумму до 400 рублей. Строгое соблюдение постов – добрый религиозный обычай сурян и постятся здесь не только взрослые, но и дети 2-3 лет. Многие же из старых людей не едят за весь великий пост рыбы.

Также соблюдаются здесь, хотя и не по разуму, 12-ть в году пятниц.

Но под влиянием религиозной темноты, здесь уживается строгое соблюдение внешнего поста с полным неуважением к духовному. Так, двухлетнему ребенку сурянами не дается в пост молока, но в тот же пост они дозволяют своим взрослым сыновьям ходить по улице с гармоникой и песнями, а дочерям – собирать вечеринки и засиживаться на них иногда далеко за полночь вместе с молодыми парнями в табачном дыму и среди сквернословия.

Соблюдение христианского долга в великий пост тоже многими начинается с кануна исповеди, а иные приходят и прямо к исповеди пред всенощным бдением на воскресные дни.

За последнее пятилетие в Суре привился новый добрый религиозный обычай – это частное подношение к причащению Св. Тайн младенцев. Так что в редкое воскресенье в году не подносят к чаше десятка младенцев, а иногда их бывает чуть не до сотни; да столько же иногда и в монастырском храме.

Кроме того усиливалась со стороны прихожан подача просфор к жертвеннику за здравие и за упокой.

Что касается умственного уровня прихожан, то нужно, не обинуясь сказать, что образование в Сурском приходе стоит на высокой сравнительно ступени; в нем есть школы: а) министерское одноклассное училище ( с учащимися до 50 чел.), б) двухклассная церковно-приходская школа (с учащимися до 70 чел.), в) при монастыре - женская церковно-приходская школа (прежде бывшая при двухклассной ц.-пр. школе) (с 45-ю учащимися), и г) Шуломенская школа грамоты (с учащимися до 15 чел.). Так что детей школьного возраста, от 7 до 14 лет из обоего их числа в 430-ть чел. обоего пола обучается в 4-х школах прихода до 175-ти чел. обоего пола.

Сознание необходимости и пользы грамоты начинает глубоко проникать в народ и обучение детей здесь сделалось чуть не обязательным и сейчас существующая в приходе школы переполнены учащимися.

Суеверия и предрассудки хотя еще и в ходу; но большинство прихожан, а в особенности молодое поколение относится к ним безразлично и можно надеется, что вера в разных «водяных, домовых».

Но вера в порчу от злых людей, напускающих икоту, еще у многих держится. Всякая затнувшаяся на долго болезнь, если она только не поддается лечению, непременно сваливается ими на порчу и относительно последней почему-то думают, что ее можно вылечить только посредством церковного мира, с просьбою о выдаче какового они никогда и решаются обращаться к местному причту.

В болезнях за последнее десятилетие, жители вместо знахарей и костоправов, стали обращаться к медицинской помощи, в лице местного медицинского фельдшера и монастырского священника о. Маккавеева; - последний из них, хорошо знакомый с этим делом и знакомящийся с современной лечебной литературой, весьма многим оказывает во всякое время дня и ночи (безвозмездно) искусную медицинскую помощь. А затем часто, в болезни или по исцелении ее, прихожанами служатся молебны в церкви св. угодникам, и последних т.е. молебнов в редкое воскресенье не бывает.

Особенно часто служатся молебны пред образом старинного письма мученицы Параскевы в. чтимого ими и считаемого за чудотворный.

Женщины же родильницы к помощи акушерки, которая находится от Суры ниже к Архангельску в 45 верстах (а выше Суры есть еще два прихода за 75 верст. те и совершенно не знакомы с подобной помощью) почти не обращаются, а ограничиваются деревенскими бабами, которые часто будучи совершенно незнакомы с этим делом, однако берутся за него, следствием чего не редко, бывают, как напр в настоящий год, смертные исходы для рожениц, после которых останется кучи малых сирот.

Из пороков среди местных прихожан наиболее развиты – сквернословие и пьянство. Воровства же среди жителей не замечается и часто за замок отвечает приставленная к дверям палка; в отношении же сельского хозяйства неуважение к чужой собственности между сурянами замечается. И утащить чужие жерд и кол, запахаться в соседнее поле, закоситься за межу, сжать траву на чужой ножне, - все это обыкновенные явления.

Порок пьянства хотя, как мы сказали выше, и занимает одно из первых мест среди других пороков сурян, но нельзя согласиться с мнением печати и сложившимся мнением округа, что в виду постоянной денежной помощи со стороны о. Иоанна, суряне пьяницы, - нет; -последние пьют ничем не больше, чем и в других окрестных приходах Пинежского уезда.

В целях борьбы с пьянством среди населения с сентября 1907-го года открыто в Суре «Общество трезвости». Но так как – пьянство есть главный корень зла и с пьянством неразлучны и бесчисленные другие пороки, то отсюда нельзя не признать и того тезиса, что борьба с ним будет в тоже время и борьбой со многим злом.

Итак, согласно мудрому изречению одного из древних классиков, что «hиstorиa est testиs verиtatиs», я в предложенном очерке постарался, сколько мог и как мог, изложить историю Сурского прихода и быт прихожан его.

Из вышеизложенного же описания нельзя не проникнуться чувством глубочайшей благодарности к настоятелю кронштадтского собора о. протоиерею Иоанну Ильичу Сергиеву, положившему прочное основание к дальнейшему религиозно-нравственному и материальному благосостоянию прихода Сурского. А посему, в заключение, не лишним считаю воздать должную благодарность сородичу и благодеятелю сурян о. протоиерею И. И. Сергиеву, помещаю текст адреса, поднесенного ему ко дню (12-го декабря 1905 года) 50-ти летняго его юбилея священства от лица всех сурян и за подписом под ним представителей – от монастыря, причта, школ и крестьян;

«Ваше Высокопреподобие,

дорогой сородич, достопочтимый

Отец Протоиерей Иоанн Ильич»!

«Пятьдесят лет тому назад Вы удостоены были благодати священства, были рукоположены в сан иерея к собору г. Кронштадта, духовным отцом которого и посейчас состоите.

Но Ваша духовная опытность, проницательность, глубокая вера в Бога и великая сила молитвы, совершающая даже чудеса, нередко и в виду нашем и тем приводящая в изумление даже неверующих, приобрели Вам духовных овец не только среди жителей Кронштадта и окрестностей его; но и по всему пространству необъятной матушки Руси и даже далеко за пределами его.

Нынешний знаменательный день исполнившегося пятидесятилетия доблестного и благотворительного служения Вашего дает нам сурянам – сородичам Вашим – приятный и удобный случай засвидетельствовать пред Вами всеми сынами России о многочисленных и великих трудах Ваших по благоукрашению родины – села Суры.

Вот учреждения, воздвигнутые для нас Вами, нашим благодетелем-бессребренником: красою Суры, бесспорно, служит устроенный Вами величественный трех престольный храм, по своему внутреннему благолепию и убранству способный сколько поразить каждого посетителя, столько же и молитвенно настроить. Двухклассная церк.-приходская школа, каменное двухэтажное здание, с вечным (в 48,000 р.) капиталом для ее существования; с таким же капиталом женская церк.-приходская школа, вечный капитал для существования школы грамоты в отдаленной деревне прихода; пять причтовых домов, четыре дома для бедных вдов духовного звания…. Благодаря помощи Вашей, сколько красуется в Суре новых домов. Суру, известную доселе под именем «поганой Суры», Вы сделали светлым краем, известным всем и всюду. Благодаря Вам, в виду постоянного движения сюда массы людей, появился почтовый тракт, в Суре открыто почтовое отделение, а летом пассажирское пароходство (при дозволении воды). Не можем умолчать также и о существующем здесь, Вами же устроенном, Иоанно-Богословском женском монастыре и ските, с многочисленными при монастыре постройками, воздвигнутыми в помощь к средствам содержания для живущих в нем сестер – лесопильным, мукосольным и кирпичным заводами и каменной 2-хэтажной лавкой. И другое многое воздвигнуто Вами, дорогой наш земляк, что могло бы служить украшением не села, а города….

Проникнутые искреннею благодарностью и любовью к Вам – нашему сородичу, но не имея возможности, за дальним расстоянием, разделяющим нас от Вас, приветствовать Вас по древне-русскому обычаю хлебом и солью, мы, Суряне, решили этот знаменательный для Вас день сделать и нашим общим праздником и, в выражение чувств нашей искренней сыновней любви и уважения к Вам, вознести за торжественным в сей день богослужением общую молитву к Всевышнему, да подаст Он, Всемилосердный, на закат дней жизни Вашей радость и успокоение и да продлит Он жизнь Вашу на многие и многие годы ко благу родины и во спасение многомиллионных сынов России!

Примите же уверение, досточтимый о. протоиерей Иоанн Ильич, что любовь, уважение и молитвенная память о Вас, как сородиче, постоянном пособнике в наших нуждах и горестях житейских и благоукрасителе нашего села Суры, как от нас, так и со стороны детей наших и будущего поколения не иссякнут во веке»!

Сурского прихода священник Венедикт Титов