Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Православный приход г. Пинега

09.12.2014

Православный приход г. Пинега

Иерей Олег Круглов

Свято-Троицкий собор и Благовещенская церковь (из архива Пинежского краеведческого музея)В XI веке Новгородская вольница расширила свои владения до берегов Студеного моря» Ладьи смелых первопроходцев Руси проло¬жили торговые пути в просторах Ледовитого океана. Постепенно ими был освоен весь суровый приморский край, С Северной Дви¬ны новгородцы вышли на реку Пинегу, Название реки происходит от чудского племени пинь, некогда жившего на ее берегах. Места хорошие: в реке много рыбы, в лесах - дичи.
Со временем на высоких угорах реки "с дальним прозором” появились первые поселения» Чтобы попасть со среднего течения Пинеги в Белое море коротким путем, промышленники перетаскивали свои ладьи волоком четыре версты к реке Кулой. По этому во¬локу впоследствии был прорыт канал.
Современное поселение Пинега расположено у этого знаменитого Волока. Поселку сейчас 862 года (Отец Олег писал свои заметки в 1999 году), так как он уже в 1137 году в Уставной грамоте Новгородского князя Святослава Ольговича был в числе данников князя.
Непрестанно трудясь на промыслах и по хозяйству, пинежане создали особый уклад жизни, в котором ’’тело мается, а душа восходит, и норов крепчает". Жить на Севере трудно: холод и долгий зимний мрак гнетет. 

Владыка Варсонофий (в центре) среди пинежских священников (фото из фонда Пинежского краеведческого музея)Люди укреплялись верой, в каждом селе был храм, в далеких деревнях часовни, а на распутьях дорог - поклонные кресты."С Богом хоть за море, а без Бога ни до порога."
Время основания прихода в Пинеге неизвестно. Отсчет православ¬ного богослужения, видимо, можно вести от строительства храмов. Известно описание трех храмов, двух деревянных и одного камен¬ного. Деревянные церкви: одна была освящена в честь Нерукотвор¬ного Спаса, другая- в честь Благовещения. Сохранилось описание цер¬кви во имя Благовещения Богородицы, построенной в 1700 го¬ду. С левой стороны- придел во имя святого Пророка Илии.В конце XIX века придел был перенесен в каменный храм.В описании го¬рода 1855 года церковь описывается так:"...храм деревянный. Иконопись и сама отделка этого храма свидетельствуют о древности его основания.” Храм теплый, в нем проводились богослужения в зимнее время. В конце XIX века церковь была отремонтирована на средства купцов Володиных.
С этих мест пинежские мужики артелями ходили пешком строить Санкт-Петербург. Императрица Екатерина II в 1780 году повелела именовать Волок Пинежский городом Пинегой. На гербе города изображались два рябчика на золотом щите. Этих рябчиков в ок¬рестных лесах была тьма. Ежегодно до 900 тысяч их увозили в Москву и Петербург. Рябчиков местные мужики из-за этого называли "петенбуры".
С открытием города появилась необходимость строительства ка¬менного храма. В 1781 году по распоряжению императрицы Екате¬рины II казна отпустила 8 ООО рублей на строительство.
Храм начали строить в конце ХУШ века, а в 1800 году был освящен нижний храм во имя Николая Чудотворца, а в 1817 году верхний- во имя Живоначальной Троицы.
В том же описании города 1855 года собор описывается следу¬ющим образом:"Верхний Собор отличается новизною живописи свя¬тых икон; в числе местных икон- образ во имя Святой Троицы с серебряною ризою под позолотою. Нижний Собор также отличается благолепием; из местных образов иконы: «Спасителя, Богородицы, Николая Чудотворца, около царских врат также украшены серебря¬ными ризами."

В конце XIX века в своде Собора появились трещины. Собор был закрыт для богослужений и не открыт даже после ремонта.
Посещение в 1899 году Его Императорским Высочеством Великим Князем Владимиром Александровичем города Пинеги ознаменовалось весьма важным событием в церковно-общественной жизни города.
При встрече Его Высочества в деревянном Благовещенском Соборе, где Великий князь изволил прослушать краткий молебен, местный священник, кандидат богословия, о.Николай/Кононов/ обратился к Великому Князю с приветственным словом, в котором высказал от лица прихожан сожаление, что они лишены, по независящим от них обстоятельствам, радости встретить и принять Дорогого Гостя, как бы следовало, с большим почетом: в каменном Свято-Троицком Соборе, закрытом по распоряжению властей.
Объяснив затем, от лица своих прихожан, что после сделанных ис¬правлений, ныне, по их мнению, каменный собор вполне безопасен для богослужений. Отец Николай пригласил Великого Князя удостоить собор Своим Высоким посещением и просил Его Высочество разре¬шить совершение богослужений.
Заинтересованный судьбой каменного Свято-Троицкого собора в Пинеге, Его Императорское Высочество, по окончании молебна в деревянной церкви, пожелал посетить и закрытый храм. Двухэтажный Свято-Троицкий собор, своей величественной внешностью свидетельст¬вовал, что это один из лучших храмов на Севере. Когда Великий Князь изволил зайти в верхний храм, недавно заново отделанный, с массою света, стройными колоннами, художественной живопистью в иконостасе, замечательной работы паникадилами и подсвечниками, блеском позолоты, то на челе Его Высочества отразилось раздумье. Все смотрели на него с затаенным дыханием, надеждой и как бы мольбой.
Подробно осмотрев храм и узнав у губернатора, что после приня¬тых мер по укреплению стен и купола, в течение двух лет ника¬ких трещин не появлялось, что всякая опасность устранена.Тогда Великий Князь, пред лицом всего народа, сделал несколь¬ко шагов по направлению к Царским вратам и, сотворив на себе крестное знамение, повернулся к предстоящим и объявил милостивое разрешение совершать в нем Богослужение и просил начать Бого¬служение молитвой за здравие Его Высочества.
Слезы неописуемой радости брызнули у многих из глаз. Давнишнее задушевное желание пинежан исполнилось. Священник отец Николай/Кононов/,уроженец Архангельской губернии, сын настоятеля онежского собора протоиерея Феодора/Кононова/ по окончании Архангельской духовной семинарии и с.-петербургской
духовной академии получил в 1883 году степень кандидата бого¬словия. Служил преподавателем латинского языка в Никольском духовном училище Вологодской губернии. В 189I году подал прошение и поступил священником в пинежский собор.
Как священник, о.Николай отличался строгим исполнением своих обязанностей к пасомым, но он был строг и к себе. Уже пораженный тяжким недугом, он по первому требованию спешил к ним с исполнением треб, в любое время дня и ночи.
В обращении с прихожанами о.Николай отличался такою простотою,что невольно вызывал удивление их и во всех вселял к себе редкую любовь, демонстративно выразившуюся при погребении его.
О.Николай скончался в расцвете сил 3 марта 1901 года. В день погребения пастыря местные пинежские училища прекратили свои занятия. Магазины и лавочки не открывали своих дверей, и прово¬дить усопшего к месту вечного упокоения высыпал не только весь город Пинега,но явилась такая масса народа из соседних приходов, что просторный собор не мог вместить молящихся и ог¬ромная толпа их стояла в ограде.
Вся многочисленная толпа народа провожала не убеленного седи¬нами старца, а молодого, только 9 лет пробывшего на приходе пастыря, на груди которого при жизни красовался один только академический значок для кандидатов богословия.
Из бывших протоиереев и священников пинежского собора история сохранила только немногие имена: Иоанн/Алексеевич Мечанинов/, Иоанн/Саввин/, Алексий/Ксензов/ с 1782 года,в 18I0 году возведен в сан протоиерея, Диомид/Тошаков/ в 1799 году возведен в сан протоиерея, Алексий/Алексеевич Павлов/ с 18I4 года, Иннокентий /Попов/ с 1849 года, Гавриил/Попов/ протоиерей, Прокопий/Семенов/ с 1850 года, Аркадий/Лысков/ с T85I года, Михаил/Первушин/ про¬тоиерей с 1863 года, Алексий/Иванович Васильев/ с 1869 по 1885 год, Матфий /Поликин/ протоиерей с 1875 года, Лука /Иванович Соколов/ протоиерей с 1877 года, Филадельф /Михайлович Шмаков/ с августа 1885 года, Алексий /Васильевич Тошаков/ с 12 февраля 1889 по 16 декабря 1891 года,Петр/Феодорович Гурьев/, с 1902 года – Карасов
Александр/Петрович/.
В 1855 году вокруг храмов была сооружена каменная ограда,
В 1878 году построена каменная колокольня на средства пинежанина Александра Ивановича Кокина, пожертвовавшего 15 ООО рублей. Пинежские храмы в 1910 году были внесены в список памятников русской архитектуры.
Весной река срывает и движет огромные глыбы льда, сокрушающие на своем пути все, что им мешает. Весенним паводком прокатило по Пинеге XX столетие, уничтожая вековой уклад жизни. Мир русской де¬ревни "до основания разрушить" революции сразу не удалось. Но год за годом он подмывался, как песчаный утес, и осыпался в веш¬нюю воду.
Сначала были закрыты храмы и монастыри; верить в Бога стало опасно для жизни, Всюду на реке устраивались спецпоселения для "врагов народа" и лагерные пункты для пинежского отделения Кулойлага НКВД. Тысячи людей погибали от невыносимого труда на лесозаготовках в бассейнах рек Пинеги, Кулой, Олмы, Келды, Полты. Иеромонахи Петр, Агапит, Никита, Порфений, игумен Паисий, архимандрит Донат нашли упокоение на пинежской земле после продолжительной ссылки.
В деревне Валдокурье 8 июля 1931 года скончался последний
оптинский старец преподобный Никон/Беляев/.
Ближайший и любимый ученик и "сотаинник" старца игумена Варсонофия, достигнув "меры возраста совершенна", невзирая на сравни¬тельно молодые годы, он сам стал старцем – последним учите¬лем истинной монашеской жизни,
В богоборческие, бездуховные времена преподобный пишет своей матери: «Я не закрываю глаза на совершающееся и на грядущее и стараюсь быть ко всему готовым, чтобы иметь возможность сказать
псаломскими словами: «Уготовихся и не смутихся». Непостижимы для нас пути Промысла Божия. Не можем мы их понять. Поэтому со всем сми¬рением предаюсь в волю Божию. В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей. Твердо верю, что все в руках Божиих. Чаю жизни будущаго века..."
В августе 1930 года иеромонах Никон после Архангельска попа¬дает на Пинегу. Два месяца он живет в деревне Вонга, затем на¬ходит пристанище в деревне Воепала. Регулярно ходит в Пинегу в храм, но болезнь подтачивает ослабший организм. Иеромонах Петр совсем ослабевшего о.Никона перевозит в деревню Валдокурье. На выздо¬ровление уже не хватало сил и 8 июля 1931 года Господь при¬звал преподобного. И так все устроил Господь, что проводить препо¬добного собралось очень много священнослужителей, находившихся за много километров от Пинеги на лесных участках.
В 1996 году 14 оптинских старцев были причислены к лику святых. В их числе святой преподобный Никон исповедник. Святый Никоне моли Бога о нас!
Каменный собор был взорван в 1936 году. На его сохранившемся фун¬даменте стоят детские ясли... В Благовещенском храме устроили кинотеатр, до ремонта и сохранения руки не доходили – храм разобрали...
В пятнадцати километрах, от Пинеги есть Красная горка, с кото¬рой открывается замечательный вид на безграничную ширь, Внизу ре¬ка, изгибаясь блестящей лентой, уходит в даль, где горизонт сли¬вается с небосводом. Только бы любоваться этой несказанной кра¬сотой, вознося молитву Господу. На Красной горке руины монастыря. Богатая история у него. В начале ХУII века в разгар смутного времени, иеромонах Макарий расчистил от леса вершину Черной горы и поселился здесь, положив начало будущему монастырю. Первая цер¬ковь освящена 6 июля/ст.ст./ Т609 года в честь Похвалы Пресвя¬той Богородицы. Небольшой и бедный монастырь в древних грамотах именуется убогой Черногорской пустынью. Со временем, когда монастырь разросся, гора украсилась новыми храмами, келейными корпусами и богадельней, обитель переименовали в Красногорский /красная-красивая/ монастырь. До революции в монастыре находилась великая святыня православной Руси- Грузинская Икона Божией Матери.
На территории монастыря был построен храм с тремя приделами: главный- в честь Грузинской иконы Божьей Матери и два других- в честь Владимирской Божьей Матери и Архангела Михаила.
В 1921 году монастырь был закрыт.В нем размещались детский дом, потом местная коммуна, колхоз...и наконец - психоневрологический женский интернат, который тоже приказал долго жить. Еще совсем недавно были видны фрески на стенах храма, коло¬кольня в несколько лучшем состоянии.
Выше Пинеги по реке после села Кулогоры идет целый ряд за¬брошенных сел, таких как Крылово, Чертково, Щелье, Олекаево, Вижево, Ревполье, Торома, Вихтово. Постоянных жителей в них давно нет. Храмы и часовни осквернены. Села, где русские люди уютно жили многие сотни лет, не зная голода, вражды и нестроений, пустеют.
После деревни Олекаево можно пройти только пешком. Деревню Торому рань¬ше называли Лондоном, так как жили в ней одни богачи. На вхо¬де в село сохранился старинный обетный крест, к которому до сих пор приходят, приезжают на лодках на Крестовоздвижение ста¬рики из дальних сел.
В Вижево стоит безглавый храм, некогда освященный в честь апостолов Петра и Павла...
В таких заброшенных местах особенно остро ощущается русская национальная трагедия, трагедия народа, забывшего Бога и потерявшего любовь к своей земле.

Архипастыри православной Церкви удостаивали своим посещением Пинежский приход. Так неоднократно Преосвященнейший Иоанникий бывал в Пинеге. Преосвященнейший Варсонофий служил и в Пинеге и в Красногорском монастыре. Отец Иоанн /И.Сергиев-Кронштадский/ неоднократно посещал Пинегу, дос¬тавляя помощь в родную Суру. В те годы когда каменный храм был закрыт из-за возникших трещин, о.Иоанн нашел возможным все же совершить литургию в нижнем этаже благолепного храма. Весь город быстро узнал о прибытии дорогого батюшки и церковь наполнилась молящимися.В конце литургии, совершенной соборно, о.Иоанн по обы¬чаю обратился к присутствовавшим с назидательным словом. Совер-шение о.Иоанном литургии в храме, бывшем долгое время, к при¬скорбию прихожан закрытым, послужило как бы низведением благо¬словения Божия на его открытие, совершившееся с разрешения Великого Князя Владимира Александровича.
Священников всегда хоронят за алтарем храма. Так и вокруг пинежских храмов находились могилы священников и церковнослужителей. Погосты порушили, построили дома...
Чудом уцелела надгробная плита с могилы о.Николая /Кононова/, которая ныне сохраняется стараниями работников краеведческого музея.
1 января 2000 года знаменательный день для Пинеги. По благосло¬вению Преосвященнейшаго Тихона, епископа Архангельского и Холмо¬горского на Пинежский приход вернулось православное богослужение. 18 и 19 января при большом стечении народа на реке Пинеге со¬вершено Великое освящение воды. Богослужения совершаются в старом дореволюционном доме, в котором, по преданию, останавливался свя¬той праведный о.Иоанн Кронштадский. Служились молебны, совершались крещения, отпевания. К наконец, 5 марта 2000 года совершена Боже¬ственная литургия. Первые исповедники, первые причастники,.. Божественная литургия совершается по воскресным и праздничным дням,
21 марта 2000 года ознаменовался посещением прихода Преосвященнейшим Тихоном, епископом Архангельским и Холмогорским. Преосвященнейший Владыка в сослужении с прибывшими игуменом Александром, благочинным Пинежского округа, протоиереем Вадимом, секретарем Епар¬хии, иереем Михаилом, настоятелем Мезенского прихода отслужили бла¬годарственный молебен Божией матери. Архипастырь побеседовал с при¬хожанами и благословил Пинегу и пинежан на строительство храма. История Пинежского прихода продолжается.
Святый преподобный Никоне моли Бога о нас!