Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Слово и дело

09.12.2014

Слово и … дело № П-3021

«…а все-таки как подумаешь,

живем в двадцатом веке,

а такая жестокость. Позор …»

Из письма протоиерея

Ивана Серебренникова

24 марта 1926 год

В газете «Правда» за № 146, вышедшей во вторник 29 июня 1926 года, на первой полосе был напечатан фельетон Михаила Кольцова «Духпромышленность». В нем говорилось о нашем городе и делах его жителей.

Позвольте привести эту часть фельетона полностью.

… Ну разве опишут старые бытописатели труды и дни архангельского хотя бы притча? Стоят, как и стояли, в северном красавце - городе монастырь архангела Михаила и Соломбальский собор, кафедральный собор. Живут, и плодятся, и размножаются в них иереи.

А жизнь - другая. Писать надо о них по другому. И события жизни их совсем уже не плавные, а несутся вскачь, словно у романтических пастырей из книжек Дюма, у легендарных аббатов из Виктора Гюго.

Подай-ка нам нового Гусева – Оренбургского, мы дадим ему материал для новых повестей. Кооперативное товарищество «Свеча» - ведомо Вам, что сие за кушанье, артель «Масловоск», во главе с просвещенным живоцерковным епископом Михаилом, вступила в единоборство с товариществом «Свеча» тихоновской ориентации. Повела войну за свечной завод и отбила его.

…Завод взят. Надо пускать его вход. Надо отвоевать у «Свечи» кроме завода еще и свечной архангельский рынок. Надо святым отцам бороться с конкуренцией московских привозных свечей. Надо содержать самый завод, платить за соцстрах, за культфонд, за прочие богопротивные вещи. Деньги нужны. Где их взять? Достали. Если бы протоерею из старой повести в «Ниве» начать в сумерках бубнить над ухом слова: «лиценз», «контингент», «тонна», и «квебраховый экстракт» - он замахнулся бы крестом, отпихнул бы ногою и кулаком бесовское наваждение. А вот нынешний пастырь в сих вещах разбирается до тонкости. Артель «Масловоск» дозналась, что у архангельского губторга есть, согласно постановления СТО (какие тонкости!), лицензионный контингент на ввоз ряда предметов для нужд архангельской фабрично- заводской промышленности и промыслов – ряда товаров, беспошлинный сбор которых разрешен Архторгу, при условии использования их в самой Архангельской губернии, без права вывоза в губернии другие.

Артель епископа Михаила – чем не индустрия! У нас много спорили о госкапитализме и о соцпромышленности. Архангельские красные хозяйственники поняли дискуссию так, что выдали преподобным отцам из бронированного беспошлинного фонда девятьсот пудов заграничного дубильного квебрахового экстракта. Получив этот товар, ценимый в России на вес золота, член артели священник Чирков выдал Архторгу бумажку о том, что обязуется использовать его только для нужд артели и, как беспошлинный товар, из губернии никуда его не вывозить. Бумажку выдал, а экстракт, тем не менее, отправил Ваватуре… Ну - ка, старые писатели из быта иереев пошевеливайтесь! Объясните – ка, что такое Ваватура. Были в нашей практике и «Новое время» и поповна, зачавшая от студента, и груздь с полынной водкой, и начальственная поездка по епархии. Ваватура нам не попадалась. И не могла попасться. А раз не могла – не беритесь вы повести писать из нового священного быта. Ваватура – это очень даже просто. Всего только – Василий Васильевич Туранов, торговец красками и восковыми свечами в Средних рядах в Москве. Вернее его сокращенное наименование, условный адрес. Зря говорят, что у русского священника слаб приключенческий дух. Революция только - только разбудила его. Потягаются еще наши священники с шикарными иностранными иезуитами. В глухую ночь, рясами прикрывшись, отослали девятьсот пудов заграничного экстракта Ваватуре. Да еще заметали следы. Перебрасывали груз на лошадях с одной станции на другую. Что-то переделывали на квитанциях.

Ваватура не подвел. Продал беспошлинный экстракт архангельского губторга, пустил экстрактик гулять по Руси. Заработали. И корысть поделили, при чем сам епископ Михаил (тонкий оратор на диспутах по диалектическому материализму) получил львиную долю. Теперь архангельские красные купцы будут судиться с архангельскими черными купцами. Хороший финал для пьесы из самоновейшего живоцерковного быта. Неплохая может пьеска получиться… Для кого комедия, а для кого и драма»

Михаил Кольцов.

В 20-е годы прошлого века Архангельск, с населением чуть более 69 тысяч человек, представлялся, на первый взгляд, заштатным обывательским городком. Внешне все было тихо и спокойно. Но где власть и деньги, там постоянно жизнь бурлит. В церковной среде шла напряженная война между «обновленцами» и носителями старой веры. Последний летний месяц 1926 года в Архангельске был дождливым. Вот и в четверг, 19 августа, с утра моросил мелкий дождь.

Из развлечений, чем могла порадовать молодая Советская власть, были театр и кино. В городском театре давали спектакль «Женщина, которая убила», в кинотеатрах: «Эдисон» - «Лесной зверь»; «Серп и молот» - «Кандидат на каторгу»; «Марс» - «В семь часов вечера»; клубе «Водников» - «Двуногие шакалы».

Архангельским чекистам было в этот день не до кино. Большая часть сотрудников была в отпуске, а тем, кто находился на рабочих местах – приходилось работать за двоих.

После обеда спецсвязью в архангельское ОГПУ от Киевского Окружного отдела ГПУ поступило отношение за № 52-543839 от 13….с/г с приложенным к нему письмом гражданки Поваровой Ольги Павловны, адресованное епископу Дмитрию Вербицкому, изъятое у последнего при обыске. В этом письме гражданка Поварова О. пишет –«…Собор отнят у нас нахально, Мишка (обновленческий архиепископ Михаил) имущество церковное продает с аукциона, некоторые вещи описывает, горе нас церковников, духовенства безграничное и возмущение против этой развратной гадины, несказуемое, ведь не архирей, а чекист, имеющий право повелевать в Г.П.У. – их связывает мошенничество.

В этот же день, а именно 19 августа 1926 года, у Поваровых Ольги Павловны и Екатерины Ивановны был произведен обыск, во время которого, была обнаружена целая кипа переписки, доказывающая их связь с административно – ссыльным духовенством, заключенным в Соловецких лагерях и факты оказания ими материальной и моральной помощи этому духовенству.

У архангельских чекистов сложилось мнение, что на территории губернии действует хорошо законспирированная организация, которая «ведет контрреволюционную работу, распускает разного рода слухи, рассылает в высшие инстанции ложные доносы, на якобы, преступные действия ответственных работников, действующих от имени Правительства, …дискредитируют органы Г.П.У. и т.д. и т.п.».

Произведенным следствием и обыском было выявлено, что в составе организации были следующие лица, которые привлечены к следствию в качестве обвиняемых:

1. Поварова Ольга Павловна, 70 лет, дочь учителя мещанина, проживает в Архангельске по Псковскому пр. д.3 кв. 1, домашняя хозяйка, неимущая, семейное положение – вдова, партийность – ранее в 1918-1920гг. состояла в обществе Патриотов и политические убеждения остались прежние, то есть патриотические, образование среднее - учительница, не судима;

2. Поварова Екатерина Ивановна, 43 лет, дочь учителя Области войска Донского, проживает в Архангельске по Псковскому проспекту д. 3, кВ. 1, род занятий – корректор Центральной типографии, девица, имеет на иждивении мать, беспартийная, политические убеждения – только не коммунистические (так она показала), образование среднее, ранее все время работала в Архангельской типографии корректором, не судимая.

3. Серебренников Иван Андреевич, 47 лет, происходит из мещан гор. Пинеги Архангельской губернии, проживающий в Устьцильме Печерского уезда, священник, неимущий, женат, образование среднее, до войны 1914 года был священником с. Усть-Ухта Печерского уезда, с Октябрьской революции по настоящее время (до 1926 года) священник Устьцилемского собора, в 1921 года за контрреволюционную деятельность привлекался к ответственности и постановлением АрхгубЧК приговорен на два года концлагеря, но в декабре месяце 1922 года по амнистии освобожден.

4. Попов Владимир Иванович, 1865г.р., сын священника с. Малошуйка Онежского уезда Архангельской губернии, проживает в Архангельскепо улице Розы Люксембург, д. 7, кв. 4, род занятий - преподаватель духовной семинарии и в последнее время делопроизводство, недвижимого имущества не имеет, имеет приличную домашнюю обстановку, женат, детей нет, беспартийный, политические убеждения-аполитичен, образование высшее, специальное - богословское, окончил духовную академию, до Октябрьской революции 1917 года был преподавателем Архангельской духовной семинарии, при белых служил делопроизводителем Архангельского Комитета общественного призрения, при Соввласти с 1920 года в разных Совучреждениях, в 1921 году сужден Московским Революционным Трибуналом, за участие при белых в союзе духовенства и мирян, конкретно обвинялся в составлении и подписании петиции главы Английской церкви, архиепископу Кентерберийскому, с просьбой воздействия на иностранные правительства, дабы последние не отзывали своих войск из Северной области до полной победы над «насильниками» и «кровожадными большевиками», приговорен к условному лишению свободы на 3 года, но в 1922 году в честь 5-летия Октябрьской революции амнистирован;

5. Попов Михаил Иванович, 64 лет, духовного звания, проживает в Архангельске по ул. Энгельса, 19, кв. 4, священник, неимущий, женат, 5 детей все взрослые, образование высшее, специальное – богословское, окончил духовную семинарию, все время был священником. В 1920 году привлекался к ответственности за напечатанную при белых статью под заглавием «Дивное явление» в «Епархиальных ведомостях» о том, что над Архангельском было явление божьей матери с распростертыми руками и благословляющая белогвардейский фронт и за распространение нескольких тысяч экземпляров этой статьи сужден Московским Революционным Трибуналом и приговорен к 3 годам лишения свободы условно;

6. Калашников Зосима Иванович, 55 лет, уроженец гор. Архангельска, сын мещанина, проживает в Архангельске по ул. Р. Люксембург, д. 7, кв. 1, имеет собственный дом с доходом 120 рублей в месяц, женат, имеет 3 детей (от 24 до 29 лет), образование высшее, окончил духовную академию, до Октябрьской революции был законоучителем Архангельской городской гимназии, а затем, священником Рождественской церкви гор. Архангельска;

7. Аруев Александр Алексеевич, 36 лет, сын крестьянина из дер. Гусиха Сольвычегодского уезда Северо-Двинской губернии, род занятий – письмоводство, имеет собственный старый дом, холост, беспартийный, окончил городское училище и курсы связи. С 5-го ноября 1911 года был на военной службе чиновником военного времени до Октябрьской революции и затем с 1918 года до 1922 года на военной службе в Красной армии начальник связи 6 армии, и затем служащим в Северолесе и Рудаметаллторге, не судимый;

8. Пец Георгий Ричардович, 25 лет, происходит из мещан г. Архангельска, проживает в Архангельске по ул. Садовой, д. 7, кВ. 1, род занятий – делопроизводитель месткома водников- Северолеса, имеет собственный дом, холост, беспартийный, окончил 6 классов гимназии, до Октябрьской революции учился, затем находился на военной службе: в белой армии 3 месяца, в Красной армии в штабе БВО 2 года, в войсках ВЧК-ГПУ 3 с половиной года. Не судимый;

9. Быстров Николай Михайлович (епископ Антоний), 69 лет, из духовного звания Сольвычегодского уезда Северо-Двинской губернии, проживает в Архангельске по Псковскому проспекту д. 67, кВ. 1, служитель культа, епархиальный епископ, неимущий, вдов, образование среднее, все время служил епископом в вологде и Архангельске, не судимый, но по постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ отбывает 3 года ссылки в Нарымском Крае;

10. Нуромская Мария Николаевна, 44 лет, проживает в г. Вологде, дочь епископа Антония, образование среднее, беспартийная, безработная, замужняя;

11. Иванов Александр Яковлевич, 55 лет, сын священника Архангельской губернии Шенкурского уезда, проживает в Архангельске по ул. П. Виноградова, д. 160, кв. 1, священник, имеет собственный дом с доходом до 70 рублей в месяц, женат (вдов), 6 детей в возрасте от 10 до 20 лет, образование среднее, окончил духовную семинарию, все время был священником. Начал пастырское служение в с. Сура на родине И. Кронштадского. И. Кронштадский был крестным старшего сына Евгения. С 1913 года бригадный священник в 3 бригаде государственного ополчения. Прошел с бригадой всю Первую Мировую войну на Юго-Западном фронте. В 1918 году назначен проповедником-миссионером Архангельской епархии. В период Гражданской войны в 1 Северном полку – полковым священником на стороне белых;

12. Орлов Константин Семенович, 44 лет, сын чиновника, проживает в Архангельске, в Соломбале по Набережной ул. д. 27, кв. 1, священник, неимущий, женат, детей нет, окончил духовную семинарию. С 1903 по 1905 служил священником в Уездах и затем до Октябрьской революции в Архангельской женской гимназии законоучителем и с 1920 года опять священником в г. Архангельске, не судимый;

13. Минаева Мария Львовна, 55 лет, мещанка г. Архангельска, проживает в Архангельске по Поморской улице д. 11. кв. 1, служащая отдела Местного хозяйства, имеет собственный дом, замужняя, беспартийная, образование среднее. До 1914 года содержала меблированные комнаты, не судимая.

В отношении обвиняемых Поваровой Е.И., Серебренникова И. А., Попова В.И., Калашникова З.И., Аруева А. А., Нуромской М.Н. и Орлова К.С. применена мера пресечения - содержание под стражей в Архгубисправдоме.

С обвиняемых Поваровой О.П., Попова М.И., Пец Г.Р., Быстрова Н.М., Иванова А.Я., Минаевой М.Л. взята подписка о невыезде за пределы г. Архангельска.

Дело через Архгубпрокурора было направлено на внесудебное разбирательство Коллегии ОГПУ.

Вещественные доказательства по поименованному делу: пишущая машинка системы «Фокс» за № 107844, золотые и серебряные вещи были конфискованы, как бесхозяйственные. Приобщены к делу, как вещественные доказательства, сборники секретных приказов РВСР и по 6-й армии, изъятые при обысках.

Следствие продолжалось, в результате чего, 29 декабря 1926 года в деле появился главный обвиняемый - Иванов А.Я., который был заключен под стражу и новый 1927 год он встречал в камере.

По делу о контрреволюционной деятельности в качестве обвиняемых проходило 23 человека, девять из них, в феврале 1927 года были высланы в Архангельскую губернию сроком на три года.

Морозы в то время стояли лютые, столбик термометра опускался ниже 35 градусов. Осужденные этапами добирались до мест ссылки.

Прошли годы ссылки. Не вернулись в г. Архангельск Поварова О.П., Поварова Е.И., Минаева М.Л.

Многих фигурантов по делу, возвратившихся из ссылки, судьба не пощадила. В течение 1930-1932 годов по постановлению тройки ППОГПУ «за контрреволюционную деятельность» Нуромская М.Н. была заключена в концлагерь, а затем выслана в Северный край (дальнейшая судьба неизвестна), Быстров Н.М. умер в тюремной больнице, Серебрянников И.А. был выслан в Северный край сроком на 5 лет (дальнейшая судьба неизвестна), Иванов А.Я. выслан в Ненецкий округ на 3 года ( из ссылки не вернулся, дальнейшая судьба неизвестна), Орлов К.С. выслан на три года в Нарымский край (в 1937 году вновь арестован и расстрелян).

Аруев А.А. после отбытия наказания в 1930 году покинул Архангельск и следы его затерялись где-то в Вологде.

Пец Г.Р.- выехал в Австралию.

Автор фельетона «Духпромышленность» Михаил Кольцов в 1940 году был осужден военной коллегией Верховного суда СССР и приговорен к расстрелу.

Все герои этой статьи в разное время реабилитированы, а Быстров Н.М. (архиепископ Антоний) 26 декабря 2006 года по постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви - пречислен к Собору святых новомученников и исповедников Российских.

Автор выражает благодарность руководству Региональному управлению ФСБ России по Архангельской области, сотрудникам архива, сотрудникам отдела Русский Север библиотеки им. Добролюбова за предоставленную возможность работы с периодической печатью.

Использованные материалы:

архивное дело П-3021,

газета «Правда» от 29 июня 1926 года № 146,

просмотрена литература

«За веру Христову»/биографический справочник составитель С.В. Суворова, г. Архангельк, 2006,

«Щит и меч Поморского Севера/гл. ред. А.А. Топчий, Региональное управление ФСБ России по Архангельской области. – Архангельск: Поморский университет, 2006,

«Репрессии в Архангельске:1937-1938. Документы и материалы» - Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 1999,

Лисичкин В.А. «Лука, врач возлюбленный» - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009.

08 августа 2010 года

Краевед Карьялайнен Валерий Григорьевич

г. Архангельск