Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Времена и люди

Скачать

26.11.2005

СЕДЬМЫЕ ИОАННОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

Секция № 5

Новомученики и исповедники земли Архангельской

ДОКЛАД

Малаховой Риммы Германовны,

правнучки протоиерея Троицко-Кузнечевской

церкви г. Архангельска Николая Родимова,

кандидата медицинских наук, доцента кафедры

возрастной физиологии и валеологии

ПГУ им.М.Ломоносова г. Архангельска

ВРЕМЕНА И ЛЮДИ

Начинать говорить о серьезных и мрачных испытаниях православия и русского народа надо со времен революции и гражданской войны. Это период неразберихи, когда ломались все представления о вере, морали, духовных ценностях. Это период массовых убийств и разрухи.

Чтобы сделать людей легко управляемыми, послушными исполнителями воли нового правительства, необходимо было устранить влияние мыслящих, уважаемых людей среди населения. А такими обычно были священнослужители, интеллигенция и военные. Поэтому их обвиняли в самых различных грехах: они якобы боролись с новой властью, составляли заговоры, распускали позорящие руководителей слухи. Народ убеждали, что вся разруха связана с их деятельностью.

На таком фоне и начались яростные гонения на священнослужителей и верующих и в Архангельской области. Им приклеивали ярлык «враг народа». Только какие же они враги, если большинство из них выходцы из того самого народа. В основном местные уроженцы с глубокими северными корнями. Вся их деятельность была на виду: исполняли духовные требы земляков, помогали им в области веры и житейских делах.

В нашей области пострадало в результате репрессий свыше трех тысяч священнослужителей и верующих, чисто по политическим мотивам. Их преследовали за религиозные убеждения: каждый десятый при этом был расстрелян, каждый шестой сослан, каждый четвертый получил лагерную прописку, остальные сгинули неизвестно где (Сабурова Т).

Уничтожались целые семьи, династии. Это коснулось и нашей семьи: Родимовых и Елизаровских.

Вот история братьев Родимовых: Аркадия, Ивана и Николая.

Они были сыновьями священника Беричевского прихода Онежского уезда Архангельской губернии Даниила Матвеевича Родимова (39 лет он был священником этого прихода), имел 10 детей. Все сыновья окончили Архангельскую духовную семинарию. Четверо из них посвятили себя служению богу. Все они пользовались уважением прихожан, духовной и светской власти, о чем говорит их послужной список.

Аркадий Данилович Родимов родился в 1872 году в деревне Прилуки Онежского уезда Архангельской губернии. С 1895 года священник Желтиковского прихода Шенкурского уезда. Одновременно был депутатом общеепархиального съезда духовенства и наставником школы грамоты и законоучителем сельского училища Шенкурского уезда. В 1914 году перемещен в Городетский приход Онежского района, где и служил до ареста.

В 1930 году арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации". Освобожден за отсутствием улик. В 1937 снова арестован за "контре 1-волюционную агитацию" (читал проповеди «контрреволюционного» содержания и совершил крестный ход). 16 сентября по решению тройки расстрелян.

Иван Данилович Родимов родился в 1870 году в деревне Беричевская Онежского уезда. Окончил Архангельскую духовную семинарию. С 1891 года служит священником Ширшинского прихода Архангельской губернии. Затем служил в Желтиковском приходе Шенкурского уезда. Был священником Свято Троицкого женского монастыря Шенкурского уезда. Был членом ревизионного комитета по хозяйственной части Шенкурского духовного училища, исполнял должность учителя по Закону Божьему в церковно-приходской школе. Был депутатом Архангельского епархиального съезда.

В 1919 году был арестован за «антисоветскую» агитацию и заключен в лагерь на 5 лет. Выпущен в 1924 году и служил в церкви Кяндского прихода Шенкурского района. В 1933 году арестован как участник «церковно-монар- хической организации». Освобожден. И в 1937 году снова арестован как организатор «контрреволюционной группировки церковников». 27 сентября расстрелян по решению тройки.

Сын его Тимофей Родимов пошел добровольцем в армию. Окончил Алек- сандровское военное училище, получил звание прапорщика и одновременно был духовником в военном подразделении, т.к. ранее он закончил ранее Архан- гельскую духовную семинарию. Был тяжело ранен, признан негодным к военной службе. После госпиталя стал псаломщиком в приходе отца Тимофея. За «антисоветскую деятельность» красноармейцы задушили и бросили в реку, так как он пытался защитить женский монастырь от разграбления.

Николай Данилович Родимов (мой прадед) родился в 1856 году в деревне Беричевская Онежского уезда. Окончил Архангельскую духовную семинарию и определен надзирателем в Архангельское духовное училище. В 1980 году стал иереем Пуйского прихода Шенкурского уезда, одновременно был законоучителем Пуйской духовно приходской школы, членом благочиннического совета. В этом же году переведен в Шенкурский женский монастырь. Был депутатом съезда духовенства, духовником Архангельской семинарии и законоучителем церковноприходской школы.

С 1898 года служил священником в Кузнечевско-Троицкой церкви города Архангельска. Одновременно был заведующим и законоучителем Кузнечевско-Троицкой церковно-приходской школы, был законоучителем Архангельского городского детского приюта, фельдшерской, ветеринарной и повивальной школ, священников больницы и священником церковно-приходской школы при доме трудолюбия. Председатель комитета свечного завода и член правления Архангельской духовной семинарии и т.д.

В 1920 году был арестован за «антисоветскую агитацию», заключен в лагерь принудительных работ на 2 года условно. В 1936 году вышел в отставку, но продолжал служить в Ильинской церкви, т.к. Троицкая уже была закрыта. В 1937 году был снова арестован за «контрреволюционную агитацию». 10 января 1938 года расстрелян по решению тройки.

Я знакомилась с делом Николая Родимова от 1937 года. Представляла себе объемистое дело из многих страниц, а там оказалось всего несколько листов: 1 страница – ордер на арест, 2 – протокол допроса, где указывается, что Николай ни в чем не сознался и от веры не отказался. 3 страница – постановление тройки. 4 – приговор приведен в исполнение.

Это говорит о том, что преступления он никакого не совершал, т.е. совесть чиста, а расстреляли его за веру, т.к. он не отказался от своих религиозных убеждений и не стал безбожником.

Вторая ветвь в нашей династии – это Елизаровские, большинство из них священнослужители с начала 18 века. Дочь Николая Даниловича Родимова вышла замуж за Елизаровского Ивана Автономовича, сына священника села Благовещенское Шенкурского уезда. В семье священника Автонома Ивановича Елизаровского было пятеро детей (4 сына и 1 дочь). Все сыновья окончили Архангельскую духовную семинарию, затем получили высшее образование. Гонения отразились и на них.

Александр Автономович родился в 1893 году. Окончил Архангельскую духовную семинарию и педагогический институт. В 1915 году был призван на военную службу. Окончил Александровское военное училище, до 1920 года служил в белой армии. В 1920 году арестован как белогвардеец, но выпущен. В 1924 голу снова арестован за контрреволюционную деятельность. С 1925 по 1928 гг. был заключен в концлагерь. В 1928 освободился и стал работать воспитателем в детском доме в Маймаксе. 16 декабря 1937 года снова арестован за контрреволюционную деятельность и 4 января 1938 года расстрелян по решению тройки.

Пострадал и его сын Александр Александрович. Он хотел получить военное образование, неоднократно сдавал экзамены на отлично в Высшую военную инженерную академию, но его принимали как сына врага народа.

В 1938 году был арестован и второй брат Ивана Автономовича - Павел Автономович, проживавший в Соломбале. Дальнейшая судьба не известна.

В этом же году был арестован и муж Марии Автономовны Елизаровской (сестра Ивана Автономовича). Он был зав. отделом народного образования. Судьба его тоже неизвестна.

Годы безбожия - это было очень тяжелое и смутное время. Приходиться только удивляться как люди смогли выстоять и пережить все это, не потеряв веру и добропорядочность. Династия наша сохранилась, хотя некоторые родственные связи утратились.

Мне трудно говорить обо всех ветвях Родимовых и Елизаровских, но ветви Николая Даниловича Родимова и Ивана Автономовича Елизаровского сохранилась. У Николая Родимова было 2 дочери и 5 внуков. Все получили высшее образование и работали врачами и учителями. Фамилия Елизаровских была довольно известна в Архангельске. В каждом институте было по представителю Елизаровских:

Иван Автономович Елизаровский – 50 лет жизни отдал педагогической деятельности и с 1932-1956 г заведовал кафедрой русского языка в Архангельском педагогическом институте, имел звание профессора.

Герман Иванович Елизаровский – доктор медицинских наук, заведовал кафедрой микробиологии в Архангельском медицинском институте.

Сергей Иванович Елизаровский – профессор, зав. кафедрой топографии и оперативной хирургии в Архангельском медицинском институте.

Николай Васильевич Елизаровский – доцент кафедры химии в АЛТИ.

Александр Александрович Елизаровский – ассистент кафедры математики в АЛТИ.

Елизаровский Олег Германович – терапевт, преподаватель Архангельского медицинского училища.

Малахова Римаа Германовна – доцент Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Чирухина Мария Германовна – окулист туберкулезного диспансера.

Соколин Георгий Львович – был главным врачом Няндомской районной больницы, в настоящее время -пенсионер, живет в Москве.

Елизаровская Ольга Николаевна – инженер, живет в Воронеже.

……………..Татьяна Львовна – учитель, живет в Украине.

Их дети:

Марина Олеговна Николенко – врач-гинеколог Маймаксанской больницы.

Елена Юрьевна Ваенская –доцент Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова

Константин Юрьевич Малахов – зав. отделом по борьбе с туберкулезом ВОЗ (Московское представительство).

Дмитрий Юрьевич Чирухин - врач-ординатор онкодиспансера.

Вадим Георгиевич Соколин – предприниматель живет в Москве.

В настоящее время в Архангельске и в Москве проживают правнуки и праправнуки и пятое поколение Елизаровских и Родимовых.

Память о невинно убиенных священнослужителях Родимовых и Елезаровских трепетно и благоговейно хранится в наших домах и сердцах каждого, в ком их кровь. Семейные предания о их житии передаются из поколения в поколение, а потому благодать Божия, помощь и заступничество охраняют всех нас от всякого зла.