Пертоминский монастырь. История обители
Пертоминский монастырь. История обители
05.10.2015
Пертоминский монастырь отстоит от г. Архангельска в 117 верстах к северу и расположен на берегу ровном и песчаном. С северо-восточной стороны он окружён мхами и болотами, опоясанными смешанным дровяным лесом, а с западной – Унской губой, на восточном береге которой и находится обитель, в двух верстах от известных «Унских Рогов». Унская губа для мореплавателей на малых судах представляет прекрасную пристань от морских непогод, но зато в летнее время значительно затрудняет доступ к обители для пешеходов-богомольцев, в следствии чего обитель мало посещается богомольцами.
История монастыря.
Основание пустыни положено было, по сказанию летописцев, со времени обретения мощей преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев. Вассиан и Иона были иноками Соловецкой обители. В памятной книге Пертоминского монастыря замечено, что происхождение и первоначальное местожительство их неизвестно, Сохранилось только предание, что они были учениками игумена Филиппа, (в последствии известного митрополита Московского), которым и были посланы в Архангельск для приобретения нужных для монастыря запасов. На обратном пути из Архангельска их настигла страшная буря, в результате которой одна из лодок, в которой находились иноки Вассиан и Иона и пять человек мирян, была залита волнами, и все люди, находящиеся в ней, погибли.
Это случилось в 1566 году. Тела их были принесены волнами в Унскую губу, на то место, которое носит в наше время «Унских Рогов» и выброшены на берег, где сейчас находится Пертоминский монастырь.
Через некоторое время крестьяне из Луды выехали на рыбный промысел и заметили, что над тем местом, куда прибило тела преподобных, множество ворон и поняли, что там находится что-то выброшенное морем. Подойдя поближе они увидели у самой воды тела преподобных, лежащие вместе и нисколько не тронутыми: птицы, не смотря на свою хищность, не смели к ним прикоснуться. Рыбаки решили, что перед ними не простые люди, а угодники Божие, и их нужно вести в своё село, в Луду, и там предать погребению, с честью, по христианскому обычаю, рядом с церковью.
Однако, на обратном пути на них напал такой мрак, что они не могли найти дорогу в Луду, и несколько раз оказывались на том же месте, где нашли мощи преподобных. Во время ночи преподобные, явившиеся рыбакам во сне, заповедали ни куда не возить их тела, а похоронить тут же, под большой сосной, добавляя, что «егда благоволит Бог, то неизреченной мудростью Своею устроит на сем месте пение и звон». Желание преподобных было в точности исполнено.
В 1617 году некий старец Мамант, инок Троице-Сергиевой лавры, живший в Луде «на заводе для присмотра за солеварением», был застигнут в Унской губе противным ветром и четыре дня провёл радом с могилой преподобных, «сетуя и молясь». Во сне преподобные явились ему, объяснили, кто они, и повелели поставить над их могилой часовню, обещая «от Господа попутный ветер». Действительно, на следующий день «по глаголу преподобных подаде Господь спутний ветер, и пойде (он), славя и благословляя Бога».
Мамант не забыл обещания, данного старцам,- построил часовню. С начала он поселился там один, ибо возлюбил это место, но через некоторое время к нему присоединились другие старцы: Савватий, Дионисий, священноинок Ефрем и двое мирских – Козьма со своим сыном. Эти поселенцы и положили начало и основание Пертоминскому пустынножительству.
В непродолжительном времени поименованные пустынники восприняли благое желание воздвигнуть Господу храм и 29 мая 1618 года приступили по благословению сарского и подонского митрополита Ионы, (так в это время было между-патриаршество) к рубке леса и на своих раменах носили его на выбранное место. Всякому начинанию вспомоществующий Промысел Божий, он являет свою помощь: приносятся с моря ветром лодьи с народом, плывущим на богомолье в Соловецкий монастырь. Все находящиеся в лодках, видя трудящихся иноков, оказали им свою помощь и были вознаграждены Господом попутным ветром.
Священноинок Ефрем с братией, приготовя всё нужное к овящению храма, разобрали часовню над могилой преподобных. Но за благословением на освящение храма по тогдашнему времени нужно было предпринять не близкий и не легкий путь в Москву. Этот труд приемлет на себя священноинок Ефрем. Испросив благословение митрополита, получив антиминс, богослужебные книги и прочее, он отправляется назад в пустыню. Но на обратном пути священноинок Ефрем был ограблен и убит литовцами. В это время собиравший в Каргопольском уезде пожертвования на монастырское строение упоминавшийся Козьма с сыном тоже был убит литовцами. Оставшиеся в пустыне иноки, отчасти по скудости пропитания, а более из-за страха перед нашествием тех же литовцев разошлись.
Остался в пустыне только инок Савватий. Из-за этих обстоятельств построенный храм оставался неосвященным в продолжении пяти лет.
Через некоторое время к Савватию из Поноя священник Иаков. Он и решил идти в Вологду к архиепископу за благословением на освящение храма. Окончив, с помощью Божией, благополучно своё путешествие, Иаков возвратился со всем необходимым для новопостроенного храма. В сентябре 1623года храм был освящен в честь и славу Преображения Господня при державе Благоверного Государя Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича.
Разошедшая было братия снова собралась в пустыни, радуясь и прославляя Бога. Тогда же была устроена рака над могилой Угодников. При сем же Великим Царём Михаилом Фёдоровичем по грамоте от 11 июня 1621 года была передана для Пертоминской пустыни пахотная и сенокосная земля с разными угодьями. Таким образом было положено прочное основание обители.
И, действительно, мы видим, что обитель, благодаря этому, скоро начинает расширяться и возрастать. В 1637 году иноки обители ходатайствуют через священноинока Корнилия перед Афонием, митрополитом Новгородским, о разрешении построить новую церковь в честь Успения Божьей Матери с приделом Св. Алексия Человека Божия, какое разрешение и было дано митрополитом в грамоте 5 марта 1737, с наставлением совершить молебен при закладке храма, а по построении освятить оба престола через шестинедельный промежуток времени, и по освящении каждого « с сего дня в храме вечерни, и заутрени, и обедни шесть недель служить безпереводно».
Эта церковь существовала до 1692 года, когда игумен Лаврентий с братией обители обратился к Холмогорскому архиепископу Афанасию с просьбой разрешить им разобрать старую деревянную Успенскую церковь, так как она по своей ветхости давно стоит пустой и заслоняет свет вновь построенной каменной церкви Успения, лес же употребить на дрова и на обжиг кирпича. Просимое разрешение было дано по грамоте Архипископа Афанасия от 1юля. 1092 г. с указанием, чтобы „над престольным местом была устроена каморочка на четыре угла рубленная величествомъ во все стороны полтора аршина и два вершка, и покрыть её на все стороны скатом и в верх поставить крест четвероконечный, величеством в аршин“.
Упоминается еще в истории монастыря деревянная церковь Всемилостивого Спаса, но о времени строения её документов не сохранилось.
В 1691 году игумен Лаврений с братией обратился к Архиепископу Афанасию с просьбой разрешить разобрать церковь Всемилостливого Спаса, так как служить в ней из-за ветхости невозможно и на её месте построить часовню. Такое разрешение грамотой от 5 июня 1691 года было дано с тем «только, чтобы престол был разобран священником, а сама церковь плотниками—добрыми людьми единобрачными, не «двоеженцами», а сам лес сжечь на берегу и пепел бросить в Унскую губу».
(Далее автор подробно описывает строительство всех монастырских храмов. Читателю, кому это интересно, мы отсылаем в библиотеку, на пример, областную, к подшивке Архангельского епархиального вестника, где была опубликована работа протоиерея Ильи Легатова: 1894 г., № 17, стр.468-474; 1894 г., № 18, стр. 492-496)
Строения монастыря.
В настоящее время (1894 г.) в монастыре находятся следующие строения:
1. Каменный двухэтажный корпус, который составляет с Успенским храмом одно целое. Верхний этаж этого здания составлял обширный притвор храма, в последствии же южная его половина была превращены в жилое помещение, а северная – под кладовые. В нижнем этаже южной половины сначала была кухня с трапезной, потом это помещение долго пустовало и только в 1892 году здесь по-прежнему устроена трапезная и кухня: рядом же с кухней помещается рухлядная и одна келья, в северной же половине помещается квасная, погреб и подвал.
2. Братский корпус, находящийся к югу от Успенского собора двухэтажный. Этот корпус (собственно нижний каменный этаж здания) построен по повелению Петра I-го на казённый счёт. Для присмотра за работами по сооружению этого здания, а явно и каменной ограды, предполагавшейся вокруг монастыря, Государь командировал майора, который за два года выстроил флигель в один этаж на 10 саженей и 20-ть саженей ограды с двумя каменными башнями с северной стороны.
3. Братский корпус деревянный, двухэтажный расположен на восток от храмов и выстроен в 1865 году из леса, вырубленного в монастырском лесном участке. Корпус пересекается двумя перпендикулярными коридорами, на верхнем его этаже помещается 12 келий, а на нижнем 7 келий и кроме того рабочая кухня и мастерские: столярная, портняжная и сапожная.
4. Корпус-гостинница – деревянный, с пятью комнатами, построен около 1869 года.
5. Флигель, перевезённый в 1892 году с Ратминского озера, ещё не вполне отделанный.
6. Деревянный двухэтажный амбар, устроенный в 30-тых годах настоящего столетия
Все здания монастыря обнесены палисадом, устроенном в 1965 году, с шестью воротами.
Строения вне монастыря
Вне монастыря находятся следующие здания:
1. Конный двор, двухэтажный, деревянный, с 4-мя кельями и большой кладовой, вновь построен их хвойного леса в 1865 году.
2. Скотный двор, перенесённый с Ратоминского озера. Оттуда же были перевезены в 1892 году и строения, принадлежащие монастырю, а именно: флигель, овин и гумно.
3. Флигель близ конного двора, устроен в 1893 году для рабочих.
4. Ветхая братская баня, построенная в 1871 году.
5. Весьма ветхая прачечная, она же и баня для рабочих, построенная в 1865 году.
6. Овин с гумном, отремонтированных в 1850 году, сейчас требует значительных поправок.
7. Ветряная мельница.
8. Кузница, возобновлённая в 1850 году, в настоящее время требует ремонта.
Кроме того монастырю принадлежат пять ветхих изб, построенных на рыбных тонях и сенокосах. Около монастыря устроены печи для смолокурения, но в настоящее время этот заводец не приведен в порядок и потому недостаточно производителен.
Все монастырские здания, начиная с храмов и до прачечной , требуют значительного ремонта, а скотный двор полной перестройки. В настоящее время, с разрешения Епархиального Начальства, начались постепенные исправления.
Особо значимые пожертвования.
Пертоминская обитель имела счастье принимать милости от некоторых царственных особ:
a) В 1646 году Царица Евдокия Лукьяновна пожертвовала в обитель царские двери сень, писанную на золоте.
b) В 1678 15 июля «повелено выдать от царских щедрот 50 четвертей ржи» на пропитание братии.
c) «Лета 7188 (1680 г.) Апреля в 20 день построен» напрестольный серебряный под золотом с частицами св. мощей крест с повелением, как значится в надписи на нём: «Великия Государини Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны в Преображенскую пустынь в вечное поминовение по душе сестры Великой Государыни, Благоверной Царевны и Великой Княжны Ирины Михайловны не отъемлимо».
d) В 1683г. Февраля 27 дня Цари Иоанн и Петр Алексеевичи пожаловали на создание храма Успения Пресвятой Богородицы, на братские кельи и на ограду монастыря все материалы, как-то: кирпич, известь, железо, и все здания ими «повелено произвести на счёт казны царской».
e) В 1684 г. теми же Государями с покупки монастырских припасов по всем городам «повелели десятой пошлины не брать».
f) В 1690 г. теми же Государями пожаловано игумену с братией на разные расходы 198 рублей 15 алтын и1 деньга.
g) К щедротам Петра I должно отнести, вероятно, колокол в 26 пудов, отлитый в Любеке.
В списке жертвователей Пертоминского значатся: сокольничий Фёдор Бутурлин, генерал-майор Пётр Мартемьянов, купцы Иван Цыварев и Афанасий Плотников.
17 марта 1864 года из Петербурга в монастырь для мощей преподобных была привезена серебряная рака весом 3 пуда 20 фунтов и стоимостью 5888 рублей работы Верховцева, а так же золочённая на полимент сень, утверждённая на четырёх столбах и поставленная в холодной церкви. Всё это было устроено на щедрые пожервования благотворителей.
Посещение Пертоминского монастыря Петром Великим и освидетельствания мощей преподобных.
В 1694 году Пертоминский монастырь неожиданно посетил Государь Пётр 1-й. Посещение это состоялось по следующему случаю. Государь во время второго посещения г. Архангельска решил исполнить своё давнишнее желания посетить Соловецкую обитель, и с этой целью в сопровождении Холмогорского Архиепископа Афанасия и ближних бояр 30 мая в 3 часа по полуночи на яхте «св. Пётр» выбыл из Архангельска. В начале они плыли попутным ветром и вступили в Белое море, но здесь на них налетела страшная буря. Опасность была неминуемая.
Архиепископ Афанасий отслужил молебен, после которого Государь исповедался и причастился, приготовившись, как подобает истинному христианину, встретить смерть, но не потерял присутствия духа.
На судне находился стрелец Соловецкого монастыря по имени Антипа, родом из Сумы, который, приступив к Царю, объявил, что единственное спасение для них заключается в том, чтобы пробраться в так называемые «Унские рога». Между тем проход в упомянутый залив чрезвычайно узок и загромождён множеством подводных камней, вследствие чего попасть туда во время такой сильной крайне затруднительно. И только опытная рука Антипы, которого Царь приставил к рулю, вывела их из опасности.
Войдя в губу, судно с высокими путешественниками пристало к берегу там, где находится Пертоминский монастырь, и здесь они пробыли со 2 по 6 июня.
За избавление из погибели Пётр принёс в Преображенском храм благодарственное Господу Богу моление и повелел в 5 число июня в обители совершать праздник, накануне которого, за всенощным бдением, в церкви сам пел и читал на клиросе.
5 июня, по совершении литургии и молебного пения произведено было освидетельствование места погребения преподобных. Вот как описывается в летописи это знаменательное событие: « снемше срубец ветхий и персть около оного раскопаше, обретоша одного только из преподобных, кого именно не известно до днесь, и Преосвященный Афанасий в присутствии Монарха и Сунклита, осязав главу мощей, кости и персть, и учинивши надлежащее изследование, признали оные за святые».
«Другого же преподобного мощей», сказано, «не обретоша смотрением Божиим».
Что же касается того, вместе ли были погребены преподобные или порознь, известий нигде не сохранилось. На иконах преподобные изображаются вместе, в иноческом чине, потому что:
1) Тела их были погребены вместе;
2) Явления преподобных как погребателям их, так и старцу Маманту во сне были вместе;
3) Чудодейственная сила, явленная приходящих к ним с верою, во множестве чудес приписывается обоим преподобным.
По освидетельствовании мощи были перенесены в Преображенскую церковь и поставлены на южной стороне, у стены. Составлена преподобным Вассиану и Ионе особенная служба, и 5 июня с этого времени ежегодно она совершается в память их. Перед литургией (в этот день) мощи преподобных ежегодно обносятся вокруг всей обители крестным ходом.
Памятником этого царского посещения для обители пребывал деревянный крест, который сделал собственноручно Царь Пётр и на своих плечах отнёс к тому месту, где вышел на берег, и водрузил на память потомству.
Крест этот по устройству остроконечный, имеет 1,5 сажени высоты, он находился в монастыре до 1805 года, когда по усиленной просьбе Архангельского городского общества Госудаоь Император Александр I дал соизволение на перенесение его в Архангельский Кафедральный собор, каковое перенесение с великой торжественностью и было совершено 29 июля 1805 года (старого стиля).
Из Пертоминского монастыря крест перенесён в Кегостровский приход, от куда собственно и началось торжественное перенесение креста.
В день святых апостолов Петра и Павла, в ясное тихое утро при благовесте во всех городских церквях, послан был в Кегосторов, при почётном карауле, передовой катер, украшенный флагами.
Учителя семинарии, одетые в однообразные парчёвые стихари, перенесли крест, весь украшенный натуральными цветами, из кегостровской церкви на катер.
Медленно и величаво было шествие этого креста, окруженного множеством судов, наполненных окрестными жителями. Колокольный звон во всех церквях и выстрелы береговых орудий как бы нетерпеливо привлекали его к стенам города.
Преосвященный Евлапий, олачённый в саккос, пожалованный в этот же самый день за сто лет с лишком Петром I-м Архиепископу Афанасию, встретил желаемое сокровище с духовенством, военными и гражданскими чинами на таможенной пристани. Здесь выдающиеся купцы приняли крест на свои рамена и процессия двинулась к Собору между двумя рядами войска, отдававшего честь с музыкой и барабанным боем.
По внесении в Собор, крест поставлен был на южной стороне храма. В скором времени городским обществом было устроено для него помещение под балахином, основанном на четырёх столбах. На верху утроен Российский герб и вензельное изображение имени Императора Александра. По сторонам креста, на тумбах, поставлены резные изображения ангелов, которые держат овальные щиты, украшенные при епископе Неофите в 1822 году. На правом щите сделана следующая надпись: «Петр Великий, Самодержец Всероссийский, шествуя по Белому морю в 1694 году в Соловецкий монастырь, воспящен был морским волнением, но улучив благоприятный вход в губу, унскими рогами называемую, сей святой крест при Пертоминском монастыре, где вышед на берег Июня 2-го дня и воспел в храме благодарственные Господу Богу, Царю Царей, Помазанников Своих спасающему, своими руками соорудив, нес оный из монастыря до того самого места, на котором после бури вступил на берег со своей знаменитой свитой, где и поставил оный во славу Христа Спасителя, и в память грядущим родам положив на подножие креста сего надпись собственную рукою вырезанную:
DAT
KRUIS VAKEN
KAPTEN HITER
VAV. A.CHT.
1694. СЕЙ
КРЕСТ ПОСТАВИЛЪ
КАПИТАНЪ ПЕТРЪ
ВЪ ЛЪТО ХРИСТОВО
1694.
На левом щите сделана надпись: « Александр Первый, Самодержец Всероссийский, прославляя дела Петра Великого – сей святой крест - сто одиннадцать лет на бреге Пертоминском монастыре стоявший, Всемилостивейше, снисходя прошению Архангельского общества, благоволил повелеть перенести в град Архангельск, который со священным благоговением с места своего поднятый и препровожденный, и с торжественной почестью из Кегострова прихода усретенный, в сем храме Пресвятой Троицы поставлен 1805 года Июня 29 дня во украшение и славу града и самим Государем Императором Александром Первым при Высочайшем посещении града Архангельска, и осматривании сего, достолепным поклонением почтен 1819 года Июня 30 дня».
По окончании бури 6 июня Царь Пётр выбыл из Пертоминского монастыря и благополучно достиг Соловецкой обители, где провел трое суток в посте и молитве, после чего выбыл в Архангельск, куда и прибыл благополучно 13 числа того же месяца.
Итак, в нынешнем (1894) году исполнилось 200 лет, как со времени открытия мощей одного из пертоминских чудотворцев, так и со времени посещения Пертоминской обители Государём Петром I и устроения им собственноручно деревянного креста, ныне хранящегося в Архангельском Кафедральном соборе.
Протоиерей Илья Легатов
История монастыря.
Основание пустыни положено было, по сказанию летописцев, со времени обретения мощей преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев. Вассиан и Иона были иноками Соловецкой обители. В памятной книге Пертоминского монастыря замечено, что происхождение и первоначальное местожительство их неизвестно, Сохранилось только предание, что они были учениками игумена Филиппа, (в последствии известного митрополита Московского), которым и были посланы в Архангельск для приобретения нужных для монастыря запасов. На обратном пути из Архангельска их настигла страшная буря, в результате которой одна из лодок, в которой находились иноки Вассиан и Иона и пять человек мирян, была залита волнами, и все люди, находящиеся в ней, погибли.
Это случилось в 1566 году. Тела их были принесены волнами в Унскую губу, на то место, которое носит в наше время «Унских Рогов» и выброшены на берег, где сейчас находится Пертоминский монастырь.
Через некоторое время крестьяне из Луды выехали на рыбный промысел и заметили, что над тем местом, куда прибило тела преподобных, множество ворон и поняли, что там находится что-то выброшенное морем. Подойдя поближе они увидели у самой воды тела преподобных, лежащие вместе и нисколько не тронутыми: птицы, не смотря на свою хищность, не смели к ним прикоснуться. Рыбаки решили, что перед ними не простые люди, а угодники Божие, и их нужно вести в своё село, в Луду, и там предать погребению, с честью, по христианскому обычаю, рядом с церковью.
Однако, на обратном пути на них напал такой мрак, что они не могли найти дорогу в Луду, и несколько раз оказывались на том же месте, где нашли мощи преподобных. Во время ночи преподобные, явившиеся рыбакам во сне, заповедали ни куда не возить их тела, а похоронить тут же, под большой сосной, добавляя, что «егда благоволит Бог, то неизреченной мудростью Своею устроит на сем месте пение и звон». Желание преподобных было в точности исполнено.
В 1617 году некий старец Мамант, инок Троице-Сергиевой лавры, живший в Луде «на заводе для присмотра за солеварением», был застигнут в Унской губе противным ветром и четыре дня провёл радом с могилой преподобных, «сетуя и молясь». Во сне преподобные явились ему, объяснили, кто они, и повелели поставить над их могилой часовню, обещая «от Господа попутный ветер». Действительно, на следующий день «по глаголу преподобных подаде Господь спутний ветер, и пойде (он), славя и благословляя Бога».
Мамант не забыл обещания, данного старцам,- построил часовню. С начала он поселился там один, ибо возлюбил это место, но через некоторое время к нему присоединились другие старцы: Савватий, Дионисий, священноинок Ефрем и двое мирских – Козьма со своим сыном. Эти поселенцы и положили начало и основание Пертоминскому пустынножительству.
В непродолжительном времени поименованные пустынники восприняли благое желание воздвигнуть Господу храм и 29 мая 1618 года приступили по благословению сарского и подонского митрополита Ионы, (так в это время было между-патриаршество) к рубке леса и на своих раменах носили его на выбранное место. Всякому начинанию вспомоществующий Промысел Божий, он являет свою помощь: приносятся с моря ветром лодьи с народом, плывущим на богомолье в Соловецкий монастырь. Все находящиеся в лодках, видя трудящихся иноков, оказали им свою помощь и были вознаграждены Господом попутным ветром.
Священноинок Ефрем с братией, приготовя всё нужное к овящению храма, разобрали часовню над могилой преподобных. Но за благословением на освящение храма по тогдашнему времени нужно было предпринять не близкий и не легкий путь в Москву. Этот труд приемлет на себя священноинок Ефрем. Испросив благословение митрополита, получив антиминс, богослужебные книги и прочее, он отправляется назад в пустыню. Но на обратном пути священноинок Ефрем был ограблен и убит литовцами. В это время собиравший в Каргопольском уезде пожертвования на монастырское строение упоминавшийся Козьма с сыном тоже был убит литовцами. Оставшиеся в пустыне иноки, отчасти по скудости пропитания, а более из-за страха перед нашествием тех же литовцев разошлись.
Остался в пустыне только инок Савватий. Из-за этих обстоятельств построенный храм оставался неосвященным в продолжении пяти лет.
Через некоторое время к Савватию из Поноя священник Иаков. Он и решил идти в Вологду к архиепископу за благословением на освящение храма. Окончив, с помощью Божией, благополучно своё путешествие, Иаков возвратился со всем необходимым для новопостроенного храма. В сентябре 1623года храм был освящен в честь и славу Преображения Господня при державе Благоверного Государя Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича.
Разошедшая было братия снова собралась в пустыни, радуясь и прославляя Бога. Тогда же была устроена рака над могилой Угодников. При сем же Великим Царём Михаилом Фёдоровичем по грамоте от 11 июня 1621 года была передана для Пертоминской пустыни пахотная и сенокосная земля с разными угодьями. Таким образом было положено прочное основание обители.
И, действительно, мы видим, что обитель, благодаря этому, скоро начинает расширяться и возрастать. В 1637 году иноки обители ходатайствуют через священноинока Корнилия перед Афонием, митрополитом Новгородским, о разрешении построить новую церковь в честь Успения Божьей Матери с приделом Св. Алексия Человека Божия, какое разрешение и было дано митрополитом в грамоте 5 марта 1737, с наставлением совершить молебен при закладке храма, а по построении освятить оба престола через шестинедельный промежуток времени, и по освящении каждого « с сего дня в храме вечерни, и заутрени, и обедни шесть недель служить безпереводно».
Эта церковь существовала до 1692 года, когда игумен Лаврентий с братией обители обратился к Холмогорскому архиепископу Афанасию с просьбой разрешить им разобрать старую деревянную Успенскую церковь, так как она по своей ветхости давно стоит пустой и заслоняет свет вновь построенной каменной церкви Успения, лес же употребить на дрова и на обжиг кирпича. Просимое разрешение было дано по грамоте Архипископа Афанасия от 1юля. 1092 г. с указанием, чтобы „над престольным местом была устроена каморочка на четыре угла рубленная величествомъ во все стороны полтора аршина и два вершка, и покрыть её на все стороны скатом и в верх поставить крест четвероконечный, величеством в аршин“.
Упоминается еще в истории монастыря деревянная церковь Всемилостивого Спаса, но о времени строения её документов не сохранилось.
В 1691 году игумен Лаврений с братией обратился к Архиепископу Афанасию с просьбой разрешить разобрать церковь Всемилостливого Спаса, так как служить в ней из-за ветхости невозможно и на её месте построить часовню. Такое разрешение грамотой от 5 июня 1691 года было дано с тем «только, чтобы престол был разобран священником, а сама церковь плотниками—добрыми людьми единобрачными, не «двоеженцами», а сам лес сжечь на берегу и пепел бросить в Унскую губу».
(Далее автор подробно описывает строительство всех монастырских храмов. Читателю, кому это интересно, мы отсылаем в библиотеку, на пример, областную, к подшивке Архангельского епархиального вестника, где была опубликована работа протоиерея Ильи Легатова: 1894 г., № 17, стр.468-474; 1894 г., № 18, стр. 492-496)
Строения монастыря.
В настоящее время (1894 г.) в монастыре находятся следующие строения:
1. Каменный двухэтажный корпус, который составляет с Успенским храмом одно целое. Верхний этаж этого здания составлял обширный притвор храма, в последствии же южная его половина была превращены в жилое помещение, а северная – под кладовые. В нижнем этаже южной половины сначала была кухня с трапезной, потом это помещение долго пустовало и только в 1892 году здесь по-прежнему устроена трапезная и кухня: рядом же с кухней помещается рухлядная и одна келья, в северной же половине помещается квасная, погреб и подвал.
2. Братский корпус, находящийся к югу от Успенского собора двухэтажный. Этот корпус (собственно нижний каменный этаж здания) построен по повелению Петра I-го на казённый счёт. Для присмотра за работами по сооружению этого здания, а явно и каменной ограды, предполагавшейся вокруг монастыря, Государь командировал майора, который за два года выстроил флигель в один этаж на 10 саженей и 20-ть саженей ограды с двумя каменными башнями с северной стороны.
3. Братский корпус деревянный, двухэтажный расположен на восток от храмов и выстроен в 1865 году из леса, вырубленного в монастырском лесном участке. Корпус пересекается двумя перпендикулярными коридорами, на верхнем его этаже помещается 12 келий, а на нижнем 7 келий и кроме того рабочая кухня и мастерские: столярная, портняжная и сапожная.
4. Корпус-гостинница – деревянный, с пятью комнатами, построен около 1869 года.
5. Флигель, перевезённый в 1892 году с Ратминского озера, ещё не вполне отделанный.
6. Деревянный двухэтажный амбар, устроенный в 30-тых годах настоящего столетия
Все здания монастыря обнесены палисадом, устроенном в 1965 году, с шестью воротами.
Строения вне монастыря
Вне монастыря находятся следующие здания:
1. Конный двор, двухэтажный, деревянный, с 4-мя кельями и большой кладовой, вновь построен их хвойного леса в 1865 году.
2. Скотный двор, перенесённый с Ратоминского озера. Оттуда же были перевезены в 1892 году и строения, принадлежащие монастырю, а именно: флигель, овин и гумно.
3. Флигель близ конного двора, устроен в 1893 году для рабочих.
4. Ветхая братская баня, построенная в 1871 году.
5. Весьма ветхая прачечная, она же и баня для рабочих, построенная в 1865 году.
6. Овин с гумном, отремонтированных в 1850 году, сейчас требует значительных поправок.
7. Ветряная мельница.
8. Кузница, возобновлённая в 1850 году, в настоящее время требует ремонта.
Кроме того монастырю принадлежат пять ветхих изб, построенных на рыбных тонях и сенокосах. Около монастыря устроены печи для смолокурения, но в настоящее время этот заводец не приведен в порядок и потому недостаточно производителен.
Все монастырские здания, начиная с храмов и до прачечной , требуют значительного ремонта, а скотный двор полной перестройки. В настоящее время, с разрешения Епархиального Начальства, начались постепенные исправления.
Особо значимые пожертвования.
Пертоминская обитель имела счастье принимать милости от некоторых царственных особ:
a) В 1646 году Царица Евдокия Лукьяновна пожертвовала в обитель царские двери сень, писанную на золоте.
b) В 1678 15 июля «повелено выдать от царских щедрот 50 четвертей ржи» на пропитание братии.
c) «Лета 7188 (1680 г.) Апреля в 20 день построен» напрестольный серебряный под золотом с частицами св. мощей крест с повелением, как значится в надписи на нём: «Великия Государини Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны в Преображенскую пустынь в вечное поминовение по душе сестры Великой Государыни, Благоверной Царевны и Великой Княжны Ирины Михайловны не отъемлимо».
d) В 1683г. Февраля 27 дня Цари Иоанн и Петр Алексеевичи пожаловали на создание храма Успения Пресвятой Богородицы, на братские кельи и на ограду монастыря все материалы, как-то: кирпич, известь, железо, и все здания ими «повелено произвести на счёт казны царской».
e) В 1684 г. теми же Государями с покупки монастырских припасов по всем городам «повелели десятой пошлины не брать».
f) В 1690 г. теми же Государями пожаловано игумену с братией на разные расходы 198 рублей 15 алтын и1 деньга.
g) К щедротам Петра I должно отнести, вероятно, колокол в 26 пудов, отлитый в Любеке.
В списке жертвователей Пертоминского значатся: сокольничий Фёдор Бутурлин, генерал-майор Пётр Мартемьянов, купцы Иван Цыварев и Афанасий Плотников.
17 марта 1864 года из Петербурга в монастырь для мощей преподобных была привезена серебряная рака весом 3 пуда 20 фунтов и стоимостью 5888 рублей работы Верховцева, а так же золочённая на полимент сень, утверждённая на четырёх столбах и поставленная в холодной церкви. Всё это было устроено на щедрые пожервования благотворителей.
Посещение Пертоминского монастыря Петром Великим и освидетельствания мощей преподобных.
В 1694 году Пертоминский монастырь неожиданно посетил Государь Пётр 1-й. Посещение это состоялось по следующему случаю. Государь во время второго посещения г. Архангельска решил исполнить своё давнишнее желания посетить Соловецкую обитель, и с этой целью в сопровождении Холмогорского Архиепископа Афанасия и ближних бояр 30 мая в 3 часа по полуночи на яхте «св. Пётр» выбыл из Архангельска. В начале они плыли попутным ветром и вступили в Белое море, но здесь на них налетела страшная буря. Опасность была неминуемая.
Архиепископ Афанасий отслужил молебен, после которого Государь исповедался и причастился, приготовившись, как подобает истинному христианину, встретить смерть, но не потерял присутствия духа.
На судне находился стрелец Соловецкого монастыря по имени Антипа, родом из Сумы, который, приступив к Царю, объявил, что единственное спасение для них заключается в том, чтобы пробраться в так называемые «Унские рога». Между тем проход в упомянутый залив чрезвычайно узок и загромождён множеством подводных камней, вследствие чего попасть туда во время такой сильной крайне затруднительно. И только опытная рука Антипы, которого Царь приставил к рулю, вывела их из опасности.
Войдя в губу, судно с высокими путешественниками пристало к берегу там, где находится Пертоминский монастырь, и здесь они пробыли со 2 по 6 июня.
За избавление из погибели Пётр принёс в Преображенском храм благодарственное Господу Богу моление и повелел в 5 число июня в обители совершать праздник, накануне которого, за всенощным бдением, в церкви сам пел и читал на клиросе.
5 июня, по совершении литургии и молебного пения произведено было освидетельствование места погребения преподобных. Вот как описывается в летописи это знаменательное событие: « снемше срубец ветхий и персть около оного раскопаше, обретоша одного только из преподобных, кого именно не известно до днесь, и Преосвященный Афанасий в присутствии Монарха и Сунклита, осязав главу мощей, кости и персть, и учинивши надлежащее изследование, признали оные за святые».
«Другого же преподобного мощей», сказано, «не обретоша смотрением Божиим».
Что же касается того, вместе ли были погребены преподобные или порознь, известий нигде не сохранилось. На иконах преподобные изображаются вместе, в иноческом чине, потому что:
1) Тела их были погребены вместе;
2) Явления преподобных как погребателям их, так и старцу Маманту во сне были вместе;
3) Чудодейственная сила, явленная приходящих к ним с верою, во множестве чудес приписывается обоим преподобным.
По освидетельствовании мощи были перенесены в Преображенскую церковь и поставлены на южной стороне, у стены. Составлена преподобным Вассиану и Ионе особенная служба, и 5 июня с этого времени ежегодно она совершается в память их. Перед литургией (в этот день) мощи преподобных ежегодно обносятся вокруг всей обители крестным ходом.
Памятником этого царского посещения для обители пребывал деревянный крест, который сделал собственноручно Царь Пётр и на своих плечах отнёс к тому месту, где вышел на берег, и водрузил на память потомству.
Крест этот по устройству остроконечный, имеет 1,5 сажени высоты, он находился в монастыре до 1805 года, когда по усиленной просьбе Архангельского городского общества Госудаоь Император Александр I дал соизволение на перенесение его в Архангельский Кафедральный собор, каковое перенесение с великой торжественностью и было совершено 29 июля 1805 года (старого стиля).
Из Пертоминского монастыря крест перенесён в Кегостровский приход, от куда собственно и началось торжественное перенесение креста.
В день святых апостолов Петра и Павла, в ясное тихое утро при благовесте во всех городских церквях, послан был в Кегосторов, при почётном карауле, передовой катер, украшенный флагами.
Учителя семинарии, одетые в однообразные парчёвые стихари, перенесли крест, весь украшенный натуральными цветами, из кегостровской церкви на катер.
Медленно и величаво было шествие этого креста, окруженного множеством судов, наполненных окрестными жителями. Колокольный звон во всех церквях и выстрелы береговых орудий как бы нетерпеливо привлекали его к стенам города.
Преосвященный Евлапий, олачённый в саккос, пожалованный в этот же самый день за сто лет с лишком Петром I-м Архиепископу Афанасию, встретил желаемое сокровище с духовенством, военными и гражданскими чинами на таможенной пристани. Здесь выдающиеся купцы приняли крест на свои рамена и процессия двинулась к Собору между двумя рядами войска, отдававшего честь с музыкой и барабанным боем.
По внесении в Собор, крест поставлен был на южной стороне храма. В скором времени городским обществом было устроено для него помещение под балахином, основанном на четырёх столбах. На верху утроен Российский герб и вензельное изображение имени Императора Александра. По сторонам креста, на тумбах, поставлены резные изображения ангелов, которые держат овальные щиты, украшенные при епископе Неофите в 1822 году. На правом щите сделана следующая надпись: «Петр Великий, Самодержец Всероссийский, шествуя по Белому морю в 1694 году в Соловецкий монастырь, воспящен был морским волнением, но улучив благоприятный вход в губу, унскими рогами называемую, сей святой крест при Пертоминском монастыре, где вышед на берег Июня 2-го дня и воспел в храме благодарственные Господу Богу, Царю Царей, Помазанников Своих спасающему, своими руками соорудив, нес оный из монастыря до того самого места, на котором после бури вступил на берег со своей знаменитой свитой, где и поставил оный во славу Христа Спасителя, и в память грядущим родам положив на подножие креста сего надпись собственную рукою вырезанную:
DAT
KRUIS VAKEN
KAPTEN HITER
VAV. A.CHT.
1694. СЕЙ
КРЕСТ ПОСТАВИЛЪ
КАПИТАНЪ ПЕТРЪ
ВЪ ЛЪТО ХРИСТОВО
1694.
На левом щите сделана надпись: « Александр Первый, Самодержец Всероссийский, прославляя дела Петра Великого – сей святой крест - сто одиннадцать лет на бреге Пертоминском монастыре стоявший, Всемилостивейше, снисходя прошению Архангельского общества, благоволил повелеть перенести в град Архангельск, который со священным благоговением с места своего поднятый и препровожденный, и с торжественной почестью из Кегострова прихода усретенный, в сем храме Пресвятой Троицы поставлен 1805 года Июня 29 дня во украшение и славу града и самим Государем Императором Александром Первым при Высочайшем посещении града Архангельска, и осматривании сего, достолепным поклонением почтен 1819 года Июня 30 дня».
По окончании бури 6 июня Царь Пётр выбыл из Пертоминского монастыря и благополучно достиг Соловецкой обители, где провел трое суток в посте и молитве, после чего выбыл в Архангельск, куда и прибыл благополучно 13 числа того же месяца.
Итак, в нынешнем (1894) году исполнилось 200 лет, как со времени открытия мощей одного из пертоминских чудотворцев, так и со времени посещения Пертоминской обители Государём Петром I и устроения им собственноручно деревянного креста, ныне хранящегося в Архангельском Кафедральном соборе.
Протоиерей Илья Легатов