Церковь Рождества Богородицы д. Бережная Дубрава
Церковь Рождества Богородицы д. Бережная Дубрава
02.09.2015
Храм Рождества Пресвятой Богородицы получил свое нынешнее посвящение только около 1700 года, ранее главный престол в нем был освящен во имя святителя Николая, что послужило поводом для многих исследователей называть его Никольским [5,7]. Однако уже в конце XIX столетия в описании приходов Каргопольского уезда церковь имеет современное название: «В Бережно-Дубровском погосте две церкви: деревянная и каменная с деревянной колокольней и с деревянной оградой с четырьмя воротами. Расстояние между храмами – одиннадцать сажень. Деревянная – холодная с теплой трапезной. Форма церкви – четырехугольная с двумя усеченными углами для алтарей. Построена в 1678 году, по имени главного престола носит название Рождество-Пречистенская. Существующая храмовая икона “Рождество Пресвятой Богородицы” пожертвована в 1643 году прихожанином Хариным… В Рождество-Пречистенской церкви два престола: Рождества Пресвятой Богородицы [освящен в 1700 году] и Сретения Господня [освящен в 1886 году]… В храме имеется большая икона святителя Николая в киоте с пятью главами… Рядом с церковью стоит построенная одновременно с ней деревянная шестигранная колокольня – шатровая на четверике. Высота ее – 11 сажен. На ней сохранились два старинных колокола с надписями. На первом: “me fecit Niclas Wiese in Lubek - 1659” и по-русски: “лето 7167 ставил Матеус Роде на своем Середецком мельнице” [надпись на русском языке не совсем понятна, так как при переводе ясно видно, что колокол отливал мастер Николас Вьезе в Любеке]. На втором колоколе “Лета 7162 [1654] сентября в а день лит сей колокол на Дуброву к церкви Рождества Богородицы и Николая Чудотворца радением приходских людей”» [8].
Исходя из названия храмовых икон, хранившихся в церкви еще в конце XIX века, можно предположить, что первоначально деревянный храм святителя Николая имел придел, освященный во имя Рождества Пречистой Богородицы (именно этим объясняется своеобразный облик алтаря церкви – он как бы разделен надвое). Придел этот пользовался почитанием прихожан, что косвенно подтверждается надписью на колоколе 1654 года. Поводом для нового освящения главного престола могло быть решение о возведении каменного Никольского храма рядом с деревянной церковью. Освящен этот храм был в 1770 году, но он разделил судьбы многих церквей и монастырей в ХХ веке. В 1932 году его закрыли, а в конце 1950-х и вовсе разобрали [6]. Так или иначе, в начале XVIII века деревянная церковь стала называться Рождество-Пречистенской.
На протяжении XVIII-XIX веков в облике деревянной церкви и всего погоста произошли некоторые изменения. В 1730 году на месте древней возвели новую колокольню, но она просуществовала относительно недолго. С запада к храму пристроили трапезную с пятиглавым сооружением для двух приделов: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости. Это несколько исказило гармоничный облик старинной церкви: «ее объем излишне растянул боковой фасад памятника по горизонтали, да и цельность его построения была нарушена» [7]. В 1871-1872 годы на месте обветшавшей колокольни 1730 года на средства прихожан возвели новую. Для нее чуть позже отлили новый колокол не очень большого веса – всего 59 пудов [6].
Позднейшие пристройки не смогли уничтожить того впечатления, который производит храм Рождества Пресвятой Богородицы – высокая величественная церковь большого и древнего погоста. По своей архитектуре она входит в группу кубоватых церквей Поонежья. Основу ее конструкции составляет высокий четырехугольный сруб, рубленный «в обло», к которому изначально примыкал только один объем – алтарный пятигранный прируб с востока [9]. Обычно кубоватые храмы второй половины XVII века имели два прируба с востока и запада (например, Климентовская церковь на Усть-Кожском погосте 1695 года и Пятницкая церковь села Шуерецкое Архангельской области 1666 года). В самом конце XVII - XVIII веке они приобретают крещатый план с четырьмя прирубами (таковы Владимирская церковь в Подпорожьи 1757 года и Спасо-Преображенская церковь Турчасовского погоста 1786 год). Как и все церкви этой группы, Рождество-Пречистенская церковь в Бережной Дуброве имеет пленительно мягкую пластику форм. Особенно ее подчеркивает большой повал с очень дальним выносом, который отделяет нижнюю клеть от куба. Все исследователи отмечали его «необыкновенную мощность» [6, 9, 11]. Сам куб выполнен очень искусно. Его сложная форма с плавным изгибом сторон как нельзя лучше подчеркивается рядами покрывающего его гонта.
В большинстве случаев, подобные храмы были пятиглавыми (редко одноглавыми, как упомянутая Пятницкая церковь села Шуерецкое). Для создания особенного декоративного эффекта к пятиглавию иногда добавляли еще четыре главки, но такие девятиглавые церкви имели крещатый план и боковые прирубы с завершением в виде бочки. На этих четырех бочках и размещались дополнительные главки с небольшими шатрами в основании. Именно так «поставлены» Владимирская церковь в Подпорожьи 1757 года и Спасо-Преображенская церковь в селе Чукуево Онежского уезда - 1687 год [10,11]. Неизвестный зодчий, «срубивший» храм в Бережной Дуброве, решил свою задачу немного иначе. Он увенчал высокий куб «перебитой бочкой», концы которой ориентированы по сторонам света. Это дало ему возможность разместить пять главок на концах и в центре бочки, а еще четыре – по краям куба. Таким образом, вся композиция из девяти главок приобрела необыкновенную цельность. Дополнительным украшением ей служат небольшие фронтончики в основании шеек. В конце XIX столетия основной объем храма закрыли тесовой обшивкой. Об этом сообщает надпись на карнизе повала: «Сей... храм обшит тесом и выкрашен, а внутри украшен иконостасом в лето 1882 г. от благодарных к памяти своим предкам и славе имени бережно-дубровенских прихожан усердием своим и средствами в память 200-летнего юбилея храма ... » [12].
От внутреннего убранства храма сохранилось очень мало. Иконостас сейчас представляет собой пустые тябла. Единственным украшением служит уникальное шестнадцатигранное «небо», которое перекрывает 10-метровый пролет внутреннего пространства («небеса» могли иметь от восьми до восемнадцати граней). Выполнена эта роспись была вскоре после 1871 года, так как о ней говорится, как о еще не оконченной в церковной описи этого года: «церковь заново перекрыта в 1864—1865 годы., в том же году внутри нее устроены новые тесовые кругообразные «небеса», еще ничем не покрашенные, а в середине «небес» живописное в круге изображение Господа Саваофа». На гранях представлена композиция «Небесное воинство». В верхнем регистре помещены фигуры шестикрылых серафимов, а во втором ряду - семи Архангелов, избранных святых, Распятие без предстоящих (в восточной грани, по оси с царскими вратами) и фигуры Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Логина Сотника по сторонам от Распятия. В последние годы удалось установить имя мастера, выполнившего эти несколько грубоватые, но очень выразительные росписи. Работы поручили каргопольскому иконописцу Федору Захарову Иоку. Он же в 1881 году расписывал небеса храма в Усть-Поче. Именно там обнаружили надпись с его именем: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ, уроженцомъ Олонецкой гу.[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости дер.[евни] Большого Конева. Отроду 17 летъ масте.[р]» [14]. Таким образом, вряд ли молодой иконописец мог выполнять заказ в Бережной Дуброве раньше этого времени – он был еще слишком молод.
К большому сожалению, после закрытия погоста в 1932 году, здесь так и не восстановилось богослужение. За последующие годы уничтожили сначала колокольню, а затем каменный Никольский храм. Сейчас деревянная церковь стоит почти все время запертой, но, при некоторой настойчивости (по свидетельству путешественников) внутрь все же можно попасть. Редкие по своей живописи «небеса» в храме Рождества Пресвятой Богородицы находятся под угрозой утраты – центральная композиция «Господь Саваоф» уже утрачена. Сохранность самого храма (особенно боковых прируов) тоже оставляет желать много лучшего: в некоторых местах обрушились перекрытия и прогнили венцы. Начатая реставрация ведется непозволительно медленно. Остается только надеется, что она будет все же доведена до конца ранее того момента, когда ситуация станет уже непоправимой, и храм погоста Бережная Дуброва и пополнит список горьких утрат последних лет.
Исходя из названия храмовых икон, хранившихся в церкви еще в конце XIX века, можно предположить, что первоначально деревянный храм святителя Николая имел придел, освященный во имя Рождества Пречистой Богородицы (именно этим объясняется своеобразный облик алтаря церкви – он как бы разделен надвое). Придел этот пользовался почитанием прихожан, что косвенно подтверждается надписью на колоколе 1654 года. Поводом для нового освящения главного престола могло быть решение о возведении каменного Никольского храма рядом с деревянной церковью. Освящен этот храм был в 1770 году, но он разделил судьбы многих церквей и монастырей в ХХ веке. В 1932 году его закрыли, а в конце 1950-х и вовсе разобрали [6]. Так или иначе, в начале XVIII века деревянная церковь стала называться Рождество-Пречистенской.
На протяжении XVIII-XIX веков в облике деревянной церкви и всего погоста произошли некоторые изменения. В 1730 году на месте древней возвели новую колокольню, но она просуществовала относительно недолго. С запада к храму пристроили трапезную с пятиглавым сооружением для двух приделов: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости. Это несколько исказило гармоничный облик старинной церкви: «ее объем излишне растянул боковой фасад памятника по горизонтали, да и цельность его построения была нарушена» [7]. В 1871-1872 годы на месте обветшавшей колокольни 1730 года на средства прихожан возвели новую. Для нее чуть позже отлили новый колокол не очень большого веса – всего 59 пудов [6].
Позднейшие пристройки не смогли уничтожить того впечатления, который производит храм Рождества Пресвятой Богородицы – высокая величественная церковь большого и древнего погоста. По своей архитектуре она входит в группу кубоватых церквей Поонежья. Основу ее конструкции составляет высокий четырехугольный сруб, рубленный «в обло», к которому изначально примыкал только один объем – алтарный пятигранный прируб с востока [9]. Обычно кубоватые храмы второй половины XVII века имели два прируба с востока и запада (например, Климентовская церковь на Усть-Кожском погосте 1695 года и Пятницкая церковь села Шуерецкое Архангельской области 1666 года). В самом конце XVII - XVIII веке они приобретают крещатый план с четырьмя прирубами (таковы Владимирская церковь в Подпорожьи 1757 года и Спасо-Преображенская церковь Турчасовского погоста 1786 год). Как и все церкви этой группы, Рождество-Пречистенская церковь в Бережной Дуброве имеет пленительно мягкую пластику форм. Особенно ее подчеркивает большой повал с очень дальним выносом, который отделяет нижнюю клеть от куба. Все исследователи отмечали его «необыкновенную мощность» [6, 9, 11]. Сам куб выполнен очень искусно. Его сложная форма с плавным изгибом сторон как нельзя лучше подчеркивается рядами покрывающего его гонта.
В большинстве случаев, подобные храмы были пятиглавыми (редко одноглавыми, как упомянутая Пятницкая церковь села Шуерецкое). Для создания особенного декоративного эффекта к пятиглавию иногда добавляли еще четыре главки, но такие девятиглавые церкви имели крещатый план и боковые прирубы с завершением в виде бочки. На этих четырех бочках и размещались дополнительные главки с небольшими шатрами в основании. Именно так «поставлены» Владимирская церковь в Подпорожьи 1757 года и Спасо-Преображенская церковь в селе Чукуево Онежского уезда - 1687 год [10,11]. Неизвестный зодчий, «срубивший» храм в Бережной Дуброве, решил свою задачу немного иначе. Он увенчал высокий куб «перебитой бочкой», концы которой ориентированы по сторонам света. Это дало ему возможность разместить пять главок на концах и в центре бочки, а еще четыре – по краям куба. Таким образом, вся композиция из девяти главок приобрела необыкновенную цельность. Дополнительным украшением ей служат небольшие фронтончики в основании шеек. В конце XIX столетия основной объем храма закрыли тесовой обшивкой. Об этом сообщает надпись на карнизе повала: «Сей... храм обшит тесом и выкрашен, а внутри украшен иконостасом в лето 1882 г. от благодарных к памяти своим предкам и славе имени бережно-дубровенских прихожан усердием своим и средствами в память 200-летнего юбилея храма ... » [12].
От внутреннего убранства храма сохранилось очень мало. Иконостас сейчас представляет собой пустые тябла. Единственным украшением служит уникальное шестнадцатигранное «небо», которое перекрывает 10-метровый пролет внутреннего пространства («небеса» могли иметь от восьми до восемнадцати граней). Выполнена эта роспись была вскоре после 1871 года, так как о ней говорится, как о еще не оконченной в церковной описи этого года: «церковь заново перекрыта в 1864—1865 годы., в том же году внутри нее устроены новые тесовые кругообразные «небеса», еще ничем не покрашенные, а в середине «небес» живописное в круге изображение Господа Саваофа». На гранях представлена композиция «Небесное воинство». В верхнем регистре помещены фигуры шестикрылых серафимов, а во втором ряду - семи Архангелов, избранных святых, Распятие без предстоящих (в восточной грани, по оси с царскими вратами) и фигуры Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Логина Сотника по сторонам от Распятия. В последние годы удалось установить имя мастера, выполнившего эти несколько грубоватые, но очень выразительные росписи. Работы поручили каргопольскому иконописцу Федору Захарову Иоку. Он же в 1881 году расписывал небеса храма в Усть-Поче. Именно там обнаружили надпись с его именем: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ, уроженцомъ Олонецкой гу.[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости дер.[евни] Большого Конева. Отроду 17 летъ масте.[р]» [14]. Таким образом, вряд ли молодой иконописец мог выполнять заказ в Бережной Дуброве раньше этого времени – он был еще слишком молод.
К большому сожалению, после закрытия погоста в 1932 году, здесь так и не восстановилось богослужение. За последующие годы уничтожили сначала колокольню, а затем каменный Никольский храм. Сейчас деревянная церковь стоит почти все время запертой, но, при некоторой настойчивости (по свидетельству путешественников) внутрь все же можно попасть. Редкие по своей живописи «небеса» в храме Рождества Пресвятой Богородицы находятся под угрозой утраты – центральная композиция «Господь Саваоф» уже утрачена. Сохранность самого храма (особенно боковых прируов) тоже оставляет желать много лучшего: в некоторых местах обрушились перекрытия и прогнили венцы. Начатая реставрация ведется непозволительно медленно. Остается только надеется, что она будет все же доведена до конца ранее того момента, когда ситуация станет уже непоправимой, и храм погоста Бережная Дуброва и пополнит список горьких утрат последних лет.