Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Онежский Свято-Троицкий собор


Онежский Свято-Троицкий собор
01.09.2015
В состав Онежского Свято-Троицкого соборного прихода входят все жители г. Онеги – 1249 душ мужского пола и 1372 женского пола, затем жители Андозерского селения в 12 верстах от г. Онеги – 125 мужского и 146 женского пола и, наконец, до 200 человек из рабочих на близгородних лесопильных заводах. Поэтому, все население прихода в настоящее время равняется 1574 душам мужского пола и 1518 душам женского пола.
Город Онега лежит под 630 53’ 36” сев. шир. и 380 8’ 54” вост. долг., на правом берегу реки Онеги, в пяти верстах от впадения ее в Белое море или точнее – в Онежский залив и в 232 верстах от г. Архангельска. Время возникновения первого поселения, впоследствии переименованного в нынешний город Онегу, неизвестно; но не без основания полагают, что первыми русскими поселенцами здесь были новгородцы, утвердившиеся на устье реки Онеги не позже XIV столетия. В XV веке Онежское устье было в полном владении новгородцев, а предание утверждает, что Марфа Посадница, в числе других местностей по реке Онеге, владела и Устьонежским поселением, известным в последние годы под именем «Устьенской» волости, в коей в 1601 г. были две церкви, как видно из следующей подписи на рукописном Евангелии  и ЗРФ (т. е. 7109 или 1601 г.) июня в КФ день положил сию книгу евангелие тетро куспению пречистые и Николаю Чудотворцу на устье Онежском Иван Иванов сын Харомина, а подписался предчистенский поп Афанасьища Иванов».
По писцовым же книгам 1621 и 1622 г. в этой волости «крестьянских домов было 22, церковнослужительских 3 и 6 келий…, на погосте поповский двор был выжжен и разорен литовскими людьми». В 1657 г. Устьенская волость, по грамоте царя и великого князя Алексея Михайловича, пожалована основанному в том же году патриархом Никоном Крестному монастырю на острове Кие, в 15 верст. от г. Онеги, и оставалась в его владении до 1765 г. Но в сем году означенная волость причислена в состав Новгородской губернии, Белозерской провинции, Каргопольского уезда, а отсюда в 1776 г. отчислена в ведомство Архангелогородской губернской канцелярии; наконец, в 1780 г. Устьонежское селение переименовано было в уездный г. Онегу, при чем 19 августа того же года в нем открыты были все уездные присутственные места, в 1784 г. поступившие в ведение Архангельского наместничества.
Постепенному возвышению этого селения в торговом, административном и других отношениях, а также увеличению в нем народоселения способствовали: во-первых, корабельная пристань, находящаяся в 15 верстах от него на острове Кие, во-вторых – лесная заграничная торговля, начатая в 1760 г. английским купцом Гомом, заключившим контракт с графом Шуваловым на 30 лет и получившим для это цели от правительства субсидию в 300000 руб. медной монетой, в-третьих – устройство корабельной верфи в 1761 г. и канатной фабрики в 1764 г., и наконец, открытие сперва таможенной портовой заставы в 1764 г., а потом и таможни в 1781 г. В 1886 г. 5 июля гор. Онега подвергся страшному бедствию от огня, истребившего до 100 лучших домов и до 150 разных нежилых строений, так что погорельцы должны были проживать в банях, гумнах, амбарах; но в 5 – 6 лет, с Божиею помощью, все обстроились и город принял прежний вид.
В 1795 г. в описываемом городе жителей было 1203 души обоего пола; ныне же считается свыше 2500 чел., так что за 100 лет народоселение города увеличилось вдвое. По происхождению все они коренные русские, потомки древних новгородцев, по вероисповеданию все православные. Главными занятиями жителей служат звериные и рыбные промыслы на Белом море и Северном океане и работа на лесопильных заводах. До 1786 г. в городе не было никакой школы, но в этом году открыто было первое училище, состоявшее в распоряжении Приказа общественного призрения. Впрочем, едва ли в нем были занятия, так как, по донесению онежского городничего и магистрата о состоянии г. Онеги за 1795 г.; онежские жители того времени дома обучали своих детей по букварю, часослову и псалтырю. Ныне же для образования детей имеется двухклассное городское училище, два приходских училища – мужское и женское и одна церковно-приходская школа, открытая в 1889 г. Последняя помещается в наемной квартире впредь до устройства собственного здания, на что в распоряжении соборного причта имеется до 5000 руб., благодаря пожертвованиям от купца Корчажинского 450 руб. и Ивана П. Воробьева – 300 руб.  По донесению того же Онежского городничего и магистрата о состоянии г. Онеги за 1795 г., престарелые и больные, за неимением богаделен, получали деньги на свое содержание из кружек при церквах, а нищие на улицах не ходили. Ныне же имеется городская больница и богадельня.
Для жителей города, составляющих один соборный приход, имеется два каменных храма: приходский соборный, устроенный в 1800 г. и кладбищенский в 1810 г. Очевидно, что эти храмы – не первые от основания Устьонежского поселения или Устьенской волости. История первых храмов сколько-нибудь известна только с конца XVI или начала XVII столетия. Так из вышеописанной надписи на рукописном Евангелии от 1601 года мы видели уже, что в это время в Устьенской волости были два храма: Никольский, устроенный в 1597 г., и соборный Успенский, неизвестно когда построенный; в 1621 и 1622 г. были при них три церковно-служительских двора и шесть келий. Были ли эти храмы первыми от основания Устьонежского поселения, какой вид имели они и т. д., неизвестно. Известно только, что первый из них – Никольский заменен был новым в 1683 г., а второй – в 1695 г. Храмы этой постройки сгорели от молнии 19-го июня 1827 г. По сообщению онежского городничего и магистрата от 1725 г. сгоревший Успенский храм был холодным и имел два придела: Иоанно-Богословский и Ильинский. Храм этот был 12-тиглавый и имел 30 углов, в длину он был 111/2 саженей, в ширину 101/2 саженей и в вышину 30 саженей; окон было 7 с востока, 9 окон с севера и 19 с запада; с трех сторон – с западной, северной и южной – устроено было по входному крыльцу с лестницами на две и на три стороны. Под храмом было 11 амбаров, для входа в которые сделано было несколько дверей. Никольский храм с трапезой и папертью был теплым, при нем был холодный придел Иоанно-Предтеченский; над кровлей возвышалось 5 глав; с внешней стороны он имел 14 углов; окон было с востока 2, с юга 13, с севера 4; с запада в паперти 1, на трапезе 2 слуховых. При означенных двух храмах была одноглавая колокольня о четырех углах с одним крыльцом с севера; под колокольней было 2 амбара с двумя дверями с восточной стороны и две лавки с отдельным входом; с западной стороны имелась галерея под крышей.
Еще при существовании этих храмов, в виду их ветхости, начат постройкой нынешний каменный двухэтажный Свято-Троицкий храм и при нем каменная же колокольня на сумму в 8000 руб. ассигнациями, высочайше пожалованную по указу государыни императрицы Екатерины II от 1783 г., и на добровольные пожертвования граждан. В силу разных неблагоприятных обстоятельств постройка этого храма продолжалась очень долго. Сначала был освящен нижний теплый храм в честь Архангела Михаила в июле 1800 г. архимандритом Крестного монастыря Никоном; затем главный холодный Свято-Троицкий – уже 17-го мая 1814 г. архимандритом того же монастыря Кириллом, и наконец, придельный в трапезе нижнего храма в честь Николая Чудотворца – 2 июля 1837 г. протоиереем Иоанном Тамицким.
После пожара деревянных церквей в 1827 г. Онежский собор, называвшийся до этого времени Успенским по главному храму, стал называться Свято-Троицким.
28-го ноября 1848 г., во время совершения литургии в нижнем Михайловском храме, от неизвестной причины случился пожар в колокольне, при котором все деревянное строение, как в колокольне, так и в Троицком храме верхнего этажа сделалось жертвой пламени, купол колокольни обвалился, и колокола упали. Иконостасы и все имущество нижнего храма было спасено; в верхнем же храме все сгорело. Возобновление верхнего Свято-Троицкого храма совершалось очень медленно, так что он (вторично) был освящен уже в 1860 г. архимандритом Крестного монастыря Анастасием совместно с соборным протоиереем Иоанном Тамицким. Затем в 1876 г. и 1877 г. храм этот был ремонтирован снаружи, причем устроена была и отдельная каменная сторожка, а в 1878/9 г. он был обновлен внутри и обнесен каменной оградой. В 1894/5 г. произведена была капитальная ремонтировка нижнего храма на церковные средства (2000 руб.), причем стены внутри выбелены масляной краской, колонны отделаны под мрамор, иконостас поновлен, царские же врата сделаны новые.
Тогда же на средства (360 руб.) купца Александра В. Корчажинского поправлена была и церковная ограда заменой старых каменных столбов такими же новыми. Благодаря таким ремонтировкам Онежский Свято-Троицкий соборный храм имеет в настоящее время вполне благолепный вид. Крупными жертвователями на возобновление и украшение его, особенно после пожара, были: 1) купец Павел А. Пурыгин, пожертвовавший в 1858 г. на сей предмет 1000 руб. и кроме того внесший в пользу храма 750 руб. и в пользу причта 2000 руб.; 2) купец Михаил А. Тыкин – по 1000 руб. в пользу храма и причта; 3) купец Иван И. Платунов, пожертвовавший на исправление иконостаса 800 руб. и в пользу причта 1400 руб.; 4) Иван Л. Иванов, много потрудившийся для храма в звании церковного старосты и пожертвовавший в пользу его 1000 руб. Из благотворителей храма в настоящее время первое место занимает досточтимый о. протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, пожертвовавший на исправление собора 1200 руб.
Кроме описанного приходского храма в г. Онеге, на кладбище имеется каменный храм, во имя св. Лазаря. Но ранее этого каменного храма был деревянный храм того же святого, начатый постройкой в 1788 г., оконченный и освященный в 1791 г., но сгоревший 24 мая 1884 г. Вместо сгоревшего деревянного кладбищенского храма жители г. Онеги возымели желание построить каменный. На постройку его употреблено было 3000 руб. из церковных сумм и 8000 руб. сборных. Несмотря на пожар, постигший город в 1886 г. и лишивший многих приюта, жители города, однако, принимали горячее и деятельное участие в этой постройке. Главными жертвователями на это святое дело были: упомянутый выше купец Александр В. Корчажинский, пожертвовавший 1050 руб. на устройство храма и 750 руб. на украшение его, и Иван П. Воробьев 1050 руб. Кроме того, из сумм городских на тот же предмет выдано было 1460 руб. Храм этот был освящен в честь св. Лазаря 10 декабря 1889 г. игуменом Крестного монастыря Варлаамом, совместно с причтами Онежского соборного прихода и нескольких соседних, и имеет в настоящее время благоустроенный вид.
Средствами содержания описанных двух храмов служат % с капитала в 2400 руб. свечная прибыль (до 650 руб.), кошельковый сбор (до 170 руб.) и случайные пожертвования.
Причт описываемого прихода состоит из пяти членов: протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков и содержится исключительно %-ми с капитала в 6150 руб. и доходами до 1500 руб. в год. Для помещения членов причта со времени пожара в 1886 г. имеется только один дом, в котором проживают протоиерей, священник и один из псаломщиков; другой же псаломщик и диакон получают из церковных сумм пособия до 4-х руб. в месяц на наем квартиры, так как граждане отказываются давать не только помещение для причта, но и содержать сторожа при церкви.
К Онежскому соборному храму приписаны две часовни: одна на окраине города и другая – в честь св. апостолов Петра и Павла в деревне Андозерской, в 12 верстах от города. Последнюю из них в настоящее время предположено обратить в церковь: алтарь уже пристроен, а иконостас готовится.
Из бывших священнослужителей в прежней Устьенской волости, а ныне г. Онеги, известны далеко не все, но только некоторые, так как в пожаре деревянных церквей 1827 г. сгорел и архив церковный. Из священников известны: 1) Афанасий Иванов, подписавшийся на указанном выше рукописном Евангелии и служивший, следовательно, в конце XVI и начале XVII столетия; 2)- зять его Григорий, 3) Петр Григорьев, 4) Гавриил и 5) Иоанн Григорьев, при котором Устьонежское селение преобразовано в город, храм переименован в соборный, а настоятели стали иметь звание протоиереев. Первым протоиереем был названный выше Иоанн Григорьев с 1780 г. по 1794 г., 2) Михаил Дорофеевский по 1811 г., 3) Иоанн Тамицкий с 1812 г. по 1865 г., вышедший затем в отставку и умерший 14 октября 1867 г., 4) Андрей Герасимович Кононов с 20-го марта 1865 г. по день смерти 19 сентября 1871 г. и 5) Алексей Васильевич Тошаков с 15-го июля 1873 г. по декабрь 1882 г.
Из священников, служивших со времени образования г. Онеги, известны: 1) Георгий Щипунов, 2) Иоанн Тамицкий с 1803 до 1812 г., бывший затем протоиереем, 3) Герасим Кононов с 1812 г. – 1832 г. 4) Петр Павловский до 1837 г., 5) Василий Фирсов в 1837-8 г., 6) Герасим Федоров до 1840 г., 7) Александр Кононов до 1865 г., (впоследствии протоиерей), 8) Михаил Ильич Тамицкий с 1861 г. по 1865 г. 9) Иосиф Васильевич Нечаев с 1865 – 1870 г. 10) Григорий Канорский с 1870 – 1878 г. и 11) Василий Александрович Ивановский, в 1891 вышедший по расстроенному здоровью в отставку.
Нынешний состав причта: 1) Протоиерей Феодор Дмитриевич Кононов, 61 года, студент семинарии, в сане священника с 25 сентября 1855 г., - протоиерей со 2 февраля 1875 г. и на настоящем месте с 1 апреля 1891 г. 2) Священник Иаков Васильевич Дмитриев, 62 года, кончивший курс семинарии по второму разряду, в сане священника с 26 января 1858 г., в настоящем приходе с февраля 1883 г. 3) Диакон Михаил Вершинский, 32 года, уволен из I класса Тверской семинарии, на службе в должности псаломщика с 11-го сентября 1884 г. и в сане диакона при настоящем приходе с 26 февраля 1889 г. 4) Псаломщик Валентин Екзакустодианович Титов, 22 лет, уволенный из V класса семинарии, на службе с марта 1893 г. и на настоящем месте с 14 февраля 1894 г. 5) Псаломщик Сергей Алекс. Попов 23 года, уволен из III класса Никольского духовного училища, на службе с 2 сентября 1894 г.